Шкала ситуационной тревожности
№ | Суждения шкалы | Выбираемые | ответы | ||
нет, это | пожалуй, | верно | совер- | ||
не так | так | шенно верно | |||
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничто не угрожает | ||||
3. | Я нахожусь в состоянии напряжения | ||||
4. | Я внутренне скован | ||||
5. | Я чувствую себя свободно | ||||
6. | Я расстроен | ||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я ощущаю душевный покой | ||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности и напряжения | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбуждён и мнене по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно |
NataHaus.ru – знание без границ
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Таблица 20 (продолжение)
Шкала личностной тревожности
№ | Суждения шкалы | Выбираемые ответы | |||
никогда | почти | часто | почти | ||
никогда | всегда | ||||
21. | У меня бывает приподнятое | ||||
22. | настроение Я бываю раздражительным | ||||
23. 24. | Я легко могу расстроиться Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 |
25. | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | ||||
26. | Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
27. 28. | Я спокоен,хладнокровен, собран Меня тревожат возможные трудности | 1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 |
29. | Я слишком переживаю из-за | ||||
30. | пустяков Я бываю вполне счастлив | ||||
31. | Я всё принимаю близко к сердцу | ||||
32. 33. | Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя беззащитным | 1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 |
34. | Я стараюсь избегать | ||||
35. 36. 37. | критических ситуаций У меня бывает хандра Я бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 |
38. | Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
39. | Я — уравновешенный | ||||
40. | человек Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Примечание:Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое получает испытуемый за избранный им ответ.
12*
NataHaus.ru – знание без границ
Часть I. Психологическая диагностика
Оценка результатов
При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.
Таблица 21
Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности
Номер | Ситуационная | Номер | Личностная | |||
суждения | тревожность (ответы) | суждения | тревожность (ответы) | |||
1. | 4 3 2 | 21. | 3 2 | |||
2. | 4 3 2 | 22. | 2 3 | |||
3. | 1 2 3 | 23. | 2 3 | |||
4. | 1 2 3 | 24. | 2 3 | |||
5. | 4 3 2 | 25. | 2 3 | |||
6. | 1 2 3 | 26. | 3 2 | |||
7. | 1 2 3 | 27. | 3 2 | |||
8. | 4 3 2 | 28. | 2 3 | |||
9. | 1 2 3 | 29. | 2 3 | |||
10. | 4 3 2 | 30. | 3 2 | |||
11. | 4 3 2 | 31. | 2 3 | |||
12. | 1 2 3 | 32. | 2 3 | |||
13. | 1 2 3 | 33. | 2 3 | |||
14. | 1 2 3 | 34. | 2 3 | |||
15. | 4 3 2 | 35. | 2 3 | |||
16. | 4 3 2 | 1 ■ | 36. | 3 2 | ||
17. | 1 2 3. | 37. | 2 3 | |||
18. | 1 2 3 | 38. | 2 3 | |||
19. | 4 3 2 | 39. | 3 2 | |||
20. | 43 2 | 40. | 2 3 |
Выводы об уровне развития
3,5-4,0 балла— очень высокая тревожность. 3,0-3,4 балла— высокая тревожность.
NataHaus.ru – знание без границ
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
2,0-2,9 балла— средняя тревожность. 1,5-1,9 балла— низкая тревожность. 0,0-1,4 балла— очень низкая тревожность.
Методика 21. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)
Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям.
В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро-зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24). На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением причинить ему неприятности. Индивид, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успокоить, не придать значения случившемуся и т.п.
NataHaus.ru – знание без границ
_____________ Часть I. Психологическая диагностика______
Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность.
NataHaus.ru – знание без границ
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
Часть I. Психологическая диагностика_____
Рис. 60. (Продолжение). 360
NataHaus.ru – знание без границ
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
__________ Часть L Психологическая диагностика____
Рис. 60. (Продолжение). 362
NataHaus.ru – знание без границ
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
_____________ Часть I. Психологическая диагностика__
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
____________ Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
____________ Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 60. (Продолжение)
NataHaus.ru – знание без границ
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Рис. 60. (Продолжение).
NataHaus.ru – знание без границ
Часть I. Психологическая диагностика
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Оценка результатови выводы об уровне развития
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.
В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и
NataHaus.ru – знание без границ
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего определенного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.