Шкала ситуационной тревожности

Суждения шкалы Выбираемые ответы  
нет, это пожалуй, верно совер-
    не так так   шенно верно
1. Я спокоен  
2. Мне ничто не угрожает  
3. Я нахожусь в состоянии напряжения  
4. Я внутренне скован  
5. Я чувствую себя свободно  
6. Я расстроен  
7. Меня волнуют возможные неудачи  
8. Я ощущаю душевный покой  
9. Я встревожен  
10. Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения  
11. Я уверен в себе  
12. Я нервничаю  
13. Я не нахожу себе места  
14. Я взвинчен  
15. Я не чувствую скованности и напряжения  
16. Я доволен  
17. Я озабочен  
18. Я слишком возбуждён и мнене по себе  
19. Мне радостно  
20. Мне приятно  

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 20 (продолжение)

Шкала личностной тревожности

Суждения шкалы Выбираемые ответы
никогда почти часто почти
      никогда   всегда
21. У меня бывает приподнятое
22. настроение Я бываю раздражительным
23. 24. Я легко могу расстроиться Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 1 2 2 3 3 4 4
25. Я сильно переживаю непри­ятности и долго не могу о них забыть
26. Я чувствую прилив сил, желание работать
27. 28. Я спокоен,хладнокровен, собран Меня тревожат возможные трудности 1 1 2 2 3 3 4 4
29. Я слишком переживаю из-за
30. пустяков Я бываю вполне счастлив
31. Я всё принимаю близко к сердцу
32. 33. Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя безза­щитным 1 1 2 2 3 3 4 4
34. Я стараюсь избегать
35. 36. 37. критических ситуаций У меня бывает хандра Я бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 1 1 2 2 2 3 3 3 4 4 4
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником
39. Я — уравновешенный
40. человек Меня охватывает беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Примечание:Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое по­лучает испытуемый за избранный им ответ.




12*



NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице 21, определяется количество баллов, полученных испы­туемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожнос­ти у данного испытуемого.

Таблица 21

Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности

Номер Ситуационная   Номер   Личностная  
суждения тревожность (ответы)   суждения   тревожность (ответы)  
1. 4 3 2 21. 3 2
2. 4 3 2 22. 2 3
3. 1 2 3 23. 2 3
4. 1 2 3 24. 2 3
5. 4 3 2 25. 2 3
6. 1 2 3 26. 3 2
7. 1 2 3 27. 3 2
8. 4 3 2 28. 2 3
9. 1 2 3 29. 2 3
10. 4 3 2 30. 3 2
11. 4 3 2 31. 2 3
12. 1 2 3 32. 2 3
13. 1 2 3 33. 2 3
14. 1 2 3 34. 2 3
15. 4 3 2 35. 2 3
16. 4 3 2 1 ■ 36. 3 2
17. 1 2 3. 37. 2 3
18. 1 2 3 38. 2 3
19. 4 3 2 39. 3 2
20. 43 2 40. 2 3

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла— очень высокая тревожность. 3,0-3,4 балла— высокая тревожность.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

2,0-2,9 балла— средняя тревожность. 1,5-1,9 балла— низкая тревожность. 0,0-1,4 балла— очень низкая тревожность.

Методика 21. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», пони­маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не­обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин­ство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело­веку, животным и предметам природы и материальной культу­ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес­сивным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро-зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24). На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа­циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет­ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен­но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни­зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес­сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы­ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди­вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла­бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже­любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко­ить, не придать значения случившемуся и т.п.

NataHaus.ru – знание без границ

_____________ Часть I. Психологическая диагностика______

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ



Часть I. Психологическая диагностика_____

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 360

NataHaus.ru – знание без границ

______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

__________ Часть L Психологическая диагностика____

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение). 362

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

_____________ Часть I. Психологическая диагностика__

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

____________ Часть I. Психологическая диагностика

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

____________ Часть I. Психологическая диагностика



Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение)

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Шкала ситуационной тревожности - student2.ru

Рис. 60. (Продолжение).

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

Перед началом исследования все испытуемые получают инс­трукцию следующего содержания:

«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то дей­ствие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого чело­века и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».

Оценка результатови выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется от­дельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых дей­ствия другого лица рассматриваются как преднамеренно враж­дебные и сама ответная реакция на них является враждебной (аг­рессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испы­туемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сло­жившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в отве­тах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессив­ных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (аг­рессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то дела­ется вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мо­тив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока­зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и

NataHaus.ru – знание без границ

______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего опреде­ленного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.

Наши рекомендации