Социальная психология и медицина
Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы.
В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в тридцатые – сороковые годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популярным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами активного обучения), собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончанию Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.
К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп:
1) группы социально-психологического тренинга (Т-группы);
2) группы тренинга сенситивности (группы встреч);
3) группы психодрамы;
4) гештальтгруппы;
5) группы телесной терапии;
6) группы игровой психотерапии;
7) группы терапии искусством.
Круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим:
• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;
• отсутствие взаимопонимания;
• неуверенность в себе;
• повышенный уровень тревожности;
• низкая самооценка;
• конфликты с людьми;
• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.
Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.
Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслучаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множество методов психологического воздействия, первоначально предназначенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как:
• ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе);
• группы встреч.
Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые решаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.
1. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.
2. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность.
Социальная психология и образование
Еще одна область применения социально-психологических знаний – современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний:
1) воспитание человека как личности в группе (в коллективе);
2) групповые методы обучения;
3) управление педагогическим процессом;
4) взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса;
5) преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.
Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллективные формы. Они нашли отражение в работах известных отечественных педагогов, например в трудах А. С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем, в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изучают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей.
Сам А. С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорий и практикой применения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера можно назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина.
Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.
Такие методы организации и проведения школьных занятий стали настолько популярными, что родилось специальное направление в школьной педагогической практике, получившее название социально-педагогическая психология. Ее создатель В. В. Рубцов не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности – в развитии мышления детей.
В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г. А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.
Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.
Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике).
Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии – ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.
В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие.
1. В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?
2. Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?
3. На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?
4. Каким должно быть соотношение теории и практики в содержании учебного курса социальной психологии?
Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандартизации образовательных программ.
Контрольные вопросы
1. В какой сфере деятельности впервые были практически использованы социально-психологические знания?
2. Что такое РR-движение, когда, где и в каких условиях оно возникло?
3. Каковы основные проблемы использования социально-психологических знаний в современной политике?
4. В каких сферах правовых отношений в настоящее время используются социально-психологические знания и методы?
5. Какие социально-психологические вопросы могут возникать в правовой практике?
6. Какие вопросы решаются в экономике за счет применения социально-психологических знаний и методов?
7. Какие социально-психологические вопросы возникают в области экономической рекламы?
8. Каким образом используются социально-психологические знания в практике подготовки управленческих кадров для экономики?
9. Какие социально-психологические проблемы и вопросы решаются в современной армии?
10. Каковы главные социально-психологические проблемы современного спорта?
11. Когда и при каких условиях социально-психологические знания и методы стали широко использоваться в медицинской практике?
12. Какие общие задачи решаются при помощи психотерапевтических групп?
13. Что представляют собой области практического использования социально-психологических знаний в сфере образования?
14. В чем основные проблемы преподавания социальной психологии в педагогических учебных заведениях?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 308-344.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 475-548.
3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1997. – С. 7-214.
4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 18-39.
5. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 398-432.
6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. – М.; Воронеж, 1996. – С. 10-28.
7. Сандомирский М. Е. Психология коммерции. – М., 2006. – С. 7-18, 90-93.
8. Свещицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб., 1999. – С. 9-19.
9. Семенов В. Е. Социальная психология искусства. – Л., 1988.
10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 310-392, 564-595.
11. Фопелъ К. Консультирование и тренинг организаций. – М., 2005. – С. 9-39.
СЛОВАРЬ