Социальная психология и медицина

Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как разви­тая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом при­менялись общепсихологические знания и методы.

В первой половине XX века шло активное развитие самой социаль­ной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практи­ке. Примерно в тридцатые – сороковые годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популяр­ным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения состави­ли группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их по­началу называли группами активного обучения), собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологическо­го характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Считается, что начало движению человеческого потенциала было по­ложено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей орга­низации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движе­ние быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончанию Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количе­ство творческих людей, среди которых оказались психологи, психоте­рапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.

К последней четверти XX века существовало уже более десятка раз­новидностей психотерапевтических групп:

1) группы социально-психологического тренинга (Т-группы);

2) группы тренинга сенситивности (группы встреч);

3) группы психодрамы;

4) гештальтгруппы;

5) группы телесной терапии;

6) группы игровой психотерапии;

7) группы терапии искусством.

Круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участни­ками психотерапевтических групп, является следующим:

• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;

• отсутствие взаимопонимания;

• неуверенность в себе;

• повышенный уровень тревожности;

• низкая самооценка;

• конфликты с людьми;

• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.

Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличност­ным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом органи­зованного группового психотерапевтического общения.

Тесная связь социальной психологии с медициной возникла имен­но благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы рабо­ты с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслуча­ен тот факт, что они получили название методов групповой психотера­пии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множе­ство методов психологического воздействия, первоначально предна­значенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как:

• ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе);

• группы встреч.

Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые ре­шаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.

1. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечива­ет, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «со­циального страха» и торможения, редукцию агрессивного пове­дения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.

2. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечи­вают оказание содействия росту личности через самоактуализа­цию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает от­чужденность.

Социальная психология и образование

Еще одна область применения социально-психологических знаний – современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний:

1) воспитание человека как личности в группе (в коллективе);

2) групповые методы обучения;

3) управление педагогическим процессом;

4) взаимодействие и взаимоотношения участников педагогическо­го процесса;

5) преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.

Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели кол­лективные формы. Они нашли отражение в работах известных отече­ственных педагогов, например в трудах А. С. Макаренко. Его педаго­гическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем, в учении Макаренко о вос­питании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изу­чают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей.

Сам А. С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социаль­но-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорий и практикой применения группо­вых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о ма­лых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера мож­но назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина.

Групповые методы обучения, основанные на социально-психологи­ческих знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей шко­ле. В средней школе они используются в практике организации и про­ведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.

Такие методы организации и проведения школьных занятий стали на­столько популярными, что родилось специальное направление в школь­ной педагогической практике, получившее название социально-педагоги­ческая психология. Ее создатель В. В. Рубцов не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обу­чения и развития, в частности – в развитии мышления детей.

В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое приме­нение в практике преподавания иностранных языков. Между студента­ми во время занятий распределяются роли, формируется сценарий со­вместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г. А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.

Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагоги­ческие коллективы или группы людей, работающие в сфере образова­ния, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руко­водстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образова­тельные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких соци­альных формирований находятся на первом месте.

Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических услови­ях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого друго­го социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаи­моотношений, распространяется и на педагогический процесс (с уче­том сделанной выше оговорки о его специфике).

Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии – ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психоло­гия как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и полу­чила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, воен­ные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, эле­менты социальной психологии, как обязательные, проникли в интег­рированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.

В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся пре­подавания и изучения социальной психологии, в том числе такие.

1. В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?

2. Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?

3. На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?

4. Каким должно быть соотношение теории и практики в содержа­нии учебного курса социальной психологии?

Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых стро­ится преподавание социальной психологии в тех высших учебных за­ведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее приклад­ных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандар­тизации образовательных программ.

Контрольные вопросы

1. В какой сфере деятельности впервые были практически исполь­зованы социально-психологические знания?

2. Что такое РR-движение, когда, где и в каких условиях оно воз­никло?

3. Каковы основные проблемы использования социально-психоло­гических знаний в современной политике?

4. В каких сферах правовых отношений в настоящее время исполь­зуются социально-психологические знания и методы?

5. Какие социально-психологические вопросы могут возникать в пра­вовой практике?

6. Какие вопросы решаются в экономике за счет применения соци­ально-психологических знаний и методов?

7. Какие социально-психологические вопросы возникают в облас­ти экономической рекламы?

8. Каким образом используются социально-психологические знания в практике подготовки управленческих кадров для экономики?

9. Какие социально-психологические проблемы и вопросы решают­ся в современной армии?

10. Каковы главные социально-психологические проблемы совре­менного спорта?

11. Когда и при каких условиях социально-психологические знания и методы стали широко использоваться в медицинской практике?

12. Какие общие задачи решаются при помощи психотерапевтичес­ких групп?

13. Что представляют собой области практического использования социально-психологических знаний в сфере образования?

14. В чем основные проблемы преподавания социальной психологии в педагогических учебных заведениях?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 308-344.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 475-548.

3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1997. – С. 7-214.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001. – С. 18-39.

5. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 398-432.

6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. – М.; Воронеж, 1996. – С. 10-28.

7. Сандомирский М. Е. Психология коммерции. – М., 2006. – С. 7-18, 90-93.

8. Свещицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб., 1999. – С. 9-19.

9. Семенов В. Е. Социальная психология искусства. – Л., 1988.

10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 310-392, 564-595.

11. Фопелъ К. Консультирование и тренинг организаций. – М., 2005. – С. 9-39.

СЛОВАРЬ

Наши рекомендации