Научные и прикладные задачи социальной психологии
Под научными задачами (их иногда также называют теоретическими, хотя это не вполне правильно, так как наука только к теории не сводится) социальной психологии понимают вопросы, связанные прежде всего с разработкой и обоснованием научных теорий, объясняющих перечисленные выше группы социально-психологических явлений. В свою очередь, теоретические задачи, если их рассматривать отдельно, включают в себя решение следующих частных вопросов, характерных для современной науки в целом и социальной психологии в частности:
1) поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;
2) классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;
3) научное объяснение природы соответствующих явлений;
4) изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;
5) исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития);
6) выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями.
Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:
• психология – гуманитарная, а не естественная (то есть по своей природе не точная) наука1;
• большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны, и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении;
• среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления;
• сегодня отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований.
По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены имеют не одно, а несколько различных определений.
Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело и с классификацией изучаемых явлений, которая также возможна только в точных науках. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным, и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались.
Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Этому есть несколько причин. В частности, предлагаемые здесь объяснения:
1) могут быть как психологическими, так и социальными;
2) могут выступать как редукционистские (сведение сложных явлений к более простым) или дедукционистские (выведение простых явлений из более сложных), элементарные (объяснение одного явления на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействием множества факторов);
3) также могут существовать только на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений и экспериментально проверяемых, достоверных (не вызывающих сомнения) фактов.
Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.
Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями, – это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.
К прикладным задачам социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) в первую очередь относят:
1) выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в их повседневной жизни;
2) разработка методов диагностики этих проблем;
3) создание и апробация методов социально-психологического воздействия;
1 Точными принято называть науки, существование и разработка которых без современной математики невозможны. Это, к примеру, физика, химия, механика и технические науки. Другие науки, где математические знания применяются лишь эпизодически, к группе точных наук не относятся. Таковой является и психология.
4) поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем;
5) квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем.
6) подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;
7) взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.
Как и другие фундаментальные психологические науки, социальная психология «страдает» общим для них недостатком: «чистые» научные знания, в которых прежде всего заинтересованы ученые, не всегда полезны для практики. Поэтому задача поиска научного обоснования и разработки способов решения практических социально-психологических проблем людей была и остается актуальной для современной социальной психологии.
Проблемы социально-психологического характера сравнительно редко возникают у людей изолированно от других их жизненных проблем. Оказывая практическую помощь людям, социальному психологу приходится взаимодействовать со специалистами разных профилей, например со служащими госучреждений, социальными работниками, педагогами, юристами и врачами. Это требует от практического социального психолога соответствующей подготовки, отличающейся от профессиональной подготовки психолога-исследователя или преподавателя психологии. Будущего практического социального психолога необходимо специально учить взаимодействию с другими специалистами в решении конкретных проблем людей.
Контрольные вопросы
1. Как определяется предмет исследования в современной социальной психологии?
2. Какие группы явлений изучает социальная психология?
3. Какие явления характеризуют общение и взаимодействие людей?
4. Что представляют собой феномены, относящиеся к малым социальным группам?
5. Какие вопросы ставят и решают социальные психологи, изучая взаимодействие и взаимовлияние индивида и группы?
6. Чем объясняется динамичность определений предмета современной социальной психологии?
7. Что представляют собой основные научные задачи современной социальной психологии?
8. В чем состоит специфика прикладных проблем и задач современной социальной психологии?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 10-27.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). – М., 2002.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2004. – С. 33-52.
4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
5. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 43-46.
6. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.
7. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 30-40.
8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бо-далева, А. Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45.
9. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.– С. 26-51.
10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 8-24.
11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 26-39,181-199, 355-391.
12. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. – СПб., 2002. – С. 221– 229.