Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47.
2. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11-43.
3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.- С. 6-26.
4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. - С. 7-68.
5. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л., 1979. – С. 6-47.
6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 17-23.
7. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313-355.
Предмет социальной психологии
Предмет исследования современной социальной психологии можно определить следующим образом.
Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальных группам людей.
Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются:
1) явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
2) феномены, относящиеся к малым социальным группам;
3) вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;
4) массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах);
5) межличностные отношения;
6) социальное поведение людей;
7) восприятие и понимание людьми друг друга;
8) социальные установки;
9) лидерство;
10) межгрупповые взаимоотношения.
Названные проблемы и вопросы, конечно, никоим образом не исчерпывают предмета современной социальной психологии. Она, естественно, не стоит на месте и представляет сегодня собой динамичную, быстро развивающуюся науку, предмет которой систематически изменяется, дополняясь новыми задачами, которые открывают для себя ученые и которые перед ними ставит стремительно меняющаяся жизнь.
Обратим внимание на то, что проблематику этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые, и, как только ситуация в обществе меняется, перед социальными психологами встают новые исследовательские задачи. К примеру, в последние годы в России социально-психологические знания и методы оказались особо востребованными в сфере экономики и политики, в частности в рекламном деле, при организации и проведении выборов. Соответствующая проблематика пока что не вошла в область фундаментальных научных психологических исследований, но в ближайшее время это, наверное, произойдет.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 10-27.
2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). – М., 2002.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2004. – С. 33-52.
4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
5. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 43-46.
6. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.
7. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 30-40.
8. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бо-далева, А. Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45.
9. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.– С. 26-51.
10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 8-24.
11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 26-39,181-199, 355-391.
12. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. – СПб., 2002. – С. 221– 229.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 47-68.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2004. – С. 52-79.
3. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 46-54.
4. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. – М., 1992.
5. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1997. – С.230-365.
6. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. – М., 1977.
7. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М., 1980.
8. ЛабунскаяВ.А., Менджерицкая Ю. А., БреусЕ.Д. Психология затрудненного общения. – М.,2001. – С. 98-115, 148-152, 192-204.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 46-62. 10. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М., 1995.
11. Свещицкий А. А., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследование // Методы социальной психологии. – Л., 1977.
12. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 342-453.
13. Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломее-ВОЙ. – М., 2006. – С. 10-198.
14. Чернышев А. С, Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. – М., 2005. – С. 9-55.
Социальное поведение
Важную роль в современной социальной психологии, наряду с понятием общения, играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Эту разновидность поведения обычно выделяют как противоположность индивидуальному, не связанному с положением человека в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанному на оказание определенного воздействия на общество или людей.
Существует много видов так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциалъное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.
Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей:
• направленное на достижение успехов или избегание неудач;
• содержащее в себе стремление к людям или уход от них;
• направленное на получение власти или подчинение людям;
• уверенное в себе или беспомощное поведение и др.
Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы:
• проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
• стремление добиваться успехов и власти;
• уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность).
Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям.
Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к ее изучению было вызвано тем, что враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения существуют давно и некоторым специалистам даже представляются неустранимой формой негативного социального поведения.
Контрольные вопросы
1. Что такое содержание, цель и средства общения?
2. Что обозначают как структуру общения?
3. Какова структура общения по Г. М. Андреевой?
4. Какова структура общения по Лассуэллу?
5. Какие виды общения существуют у людей?
6. От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей человека?
7. Какие психологические свойства и формы поведения приобретает человек в процессе общения?
8. Какую роль различные виды общения играют в психологическом развитии человека?
9. Что представляют собой этапы онтогенетического развития общения человека?
10. Что называют социальным поведением?
11. С какой целью психологи выделяют и изучают различные виды социального поведения?
12. Каким видам социального поведения в последние годы было уделено наибольшее внимание и почему?
Литература
1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). – М., 2005. – С. 14-99.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 27-47, 68-116.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 369-400.
4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – С. 11-85.
5. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 54 – 131, 170-227.
6. БодалевА. А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. – С. 10-98.
7. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001. – С. 459-503.
8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М., 2005. – С. 15-141.
9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26-41.
10. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 36-111, 115-130.
11. Лабунская В. А. Психология экспрессивного поведения. - М., ' 1989. - С. 5-60.
12. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.
13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1999. – С. 28-104, 236-242.
14 Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989. – С. 9-17, 45-194.
15. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 30-75, 97-121, 138-148.
16. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992. – С. 5-32.
17. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 1992. – С. 62-116.
18 Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 119-243, 273-309.
19. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. – СПб., 2002. – С. 14-24.
Межгрупповые отношения
Межгрупповые отношения – это отношения между различными социальными группами людей, не только малыми, но и большими.
По мнению В. С. Агеева, сфера межгрупповых отношений затрагивает отношения не только между большими, но также и малыми социальными группами. Отношения между большими социальными группами больше находятся в сфере интересов социологов, в то время как отношения между малыми социальными группами больший интерес представляют для психологов.
Среди главных тем в исследованиях межличностных отношений важное место занимает изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). Здесь социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.
Специфической структурной характеристикой межгруппового восприятия по сравнению с межличностным восприятием является его целостность. Если межличностное восприятие отличается у различных людей как личностей, то в том случае, когда люди характеризуются как представители одной и той же социальной группы, у них обнаруживаются общие особенности социальной перцепции.
Основные феномены межгруппового восприятия – это межгрупповая предубежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связаны друг с другом. Ингрупповой фаворитизм – это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Он проявляется в том, что в большинстве случаев жизни члены группы отдают предпочтение «своим», то есть участникам их собственной группы. «Чужие», соответственно, находятся на втором месте и лишаются тех привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются общественные и межличностные отношения?
2. Что называют социальной ролью?
3. Каким образом определяется социальный статус?
4. Какие существуют виды межличностных отношений?
5. Что представляют собой официальные и неофициальные взаимоотношения?
6. Каким образом определяются деловые и личные взаимоотношения?
7. Какие отношения называют рациональными и эмоциональными?
8. Что такое отношения руководства и подчинения?
9. Какие отношения между людьми называют первичными? 10. В чем сущность первичных и вторичных взаимоотношений?
11. В чем выражаются статический и динамический аспекты исследования межличностных отношений?
12. Как соотносятся между собой понятия «общение», «межличностные отношения» и «межличностные взаимодействия»?
13. Что такое межгрупповые отношения?
14. Что называют межгрупповой предубежденностью?
15. Что такое ингрупповой фаворитизм?
Литература
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М., 1990. – С. 6-134.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 241-256.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С.330-369.
4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26-41.
5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 106-197.
6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 272-396.
Аффилиация и привязанность
Тема человеческих взаимоотношений стала традиционной для социальной психологии. Особый интерес представляют личные (здесь мы их условно называем персональными) взаимоотношения. Они интересны не только сами по себе, но и в связи с необходимостью глубже понять и лучше объяснить психологию человека как личности.
В свою очередь, личных взаимоотношений, складывающихся между людьми, довольно много, и все они нуждаются во внимании со стороны психологов. Традиционно в качестве объекта изучения в социальной психологии выступают взаимоотношения, определяемые понятиями «аффилиация», «привязанность», «дружба», «любовь», «власть», «вражда», «беспомощность» и «одиночество».
Аффилиация чаще всего понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.
Позитивно понимаемой аффилиации, определенной выше, противостоит ее негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции.
Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей в то же время интересует происхождение аффилиации как формы социального поведения и его мотивации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что здесь они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.
Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является поведение, обозначаемое термином «привязанность».
Привязанность как форма отношений между людьми может обозначать:
а) тесную эмоционально-положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми;
б) реальную эмоциональную связь, образуемую между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми.
Рассматривая привязанность как социально-психологическое явление, ученые выделили виды и стили привязанности. К основным видам привязанности относятся личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам.
1. Личная (непосредственная) привязанность – это особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека.
2. Транзитивная, или опосредствованная, – это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.
3. Надежной называют разновидность личной эмоциональной привязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку).
4. Ненадежной называют привязанность одного человека к другому, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Существует, соответственно, три типа ненадежной привязанности: избегающий, амбивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный.
5. Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу проявляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновременно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один человек или не доверяет другому, или не желает быть зависимым от него.
6. Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивляющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности отличается внутренними конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведением человека по отношению к объекту своей привязанности.
7. Привязанность по избегающему типу представляет собой вариант ненадежной привязанности, при которой человек сознательно, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоятельность, независимость или несущие в себе обиду на того человека, к которому они раньше были привязаны.
Словосочетание «стили привязанности» обозначает типичные особенности поведения человека по отношению к тому, к кому он привязан и явно демонстрирует соответствующее поведение (привязанность). Этим же термином обозначают поведение другого человека, по отношению к которому переживается чувство привязанности. Следовательно, понятие «стили привязанности» относится к обоим людям, включенным в соответствующие отношения. Выделяют три характерных стиля привязанности.
1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привязаны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в условиях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.
2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся к близким взаимоотношениям, и опасаются их.
3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его отличает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отношений между привязанными друг к другу людьми.
Дружба
Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг другу на помощь.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:
• деловыми или утилитарными;
• эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом;
• рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;
• нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.
Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает следующее:
1) возможность общаться друг с другом практически без слов, в основном при помощи жестов, мимики и пантомимики;
2) воспринимать и хорошо понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям, но не воспринимаемых окружающими людьми.
Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого она отличается тем, что носит более интимный характер и гораздо глубже простого знакомства или приятельства. От любви же – напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения в отношении друг друга.
К правилам (нормам), которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях, относят:
• равноправие;
• уважение;
• способность и умение понять друг друга;
• готовность всегда прийти на помощь;
• доверие;
• преданность.
Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохранения связывающих их более глубоких чувств.
В индивидуальной жизни человека дружба возникает как закономерное явление. Появляется она в раннем юношеском возрасте тогда, когда у растущего человека возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера – такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.
Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тяжелых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жизни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей называют друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.
Любовь
Любовь – заключительный акт душевного сближения людей, составляющий вершину человеческой интимности. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. Здесь обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает.
Люди в этом типе отношений составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного.
Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, к Богу и к самому себе.
Последняя разновидность часто связывается с вопросом: может ли любить других человек, не способный любить самого себя? Ответ на него, очевидно, представляется отрицательным. Известное библейское выражение «возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви – к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы», – пишет Э. Фромм. Напротив, установка на любовь к себе может быть обнаружена у всех, кто способен любить других.
Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал «невротической любовью». В этом случае оба «любовника» оказываются больше привязанными не друг к другу, а к своим родителям. Став взрослыми, они переносят эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт своих родителей, которые рассматриваются в качестве идеала. Но поскольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителю.
Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощение идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, – пишет Э. Фромм, – означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке».
Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины XX века в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрессивность, а в женском – свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины постепенно начал становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще парой достоинств: скромностью и деловитостью.
Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось в начале этого параграфа. Сексуальное влечение может стать фактором, скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, «не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей». Такой акт исключительно чувственен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечная.
Альтруизм
Альтруизм в его самом кратком и точном определении – это бескорыстное оказанием помощи людям.
Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения, по-разному отвечая на вопрос о том, что побуждает людей вести себя так.
В отношении альтруизма, понимаемого в качестве мотива социального поведения, сложились две противоположные точки зрения: биологическая и социальная. Первая заключается в том, что альтруизм, как потребность и форма поведения, считается врожденным, унаследованным человеком от животных.
К доказательствам социального происхождения данного мотива и соответствующей ему формы поведения относят следующие факты: если, например, взрослые люди в общении с детьми часто проявляют альтруизм, то и дети, подражая им, начинают демонстрировать его. Замечено, что альтруизм родителей нередко сочетается с проявлениями альтруизма у их детей, и наоборот, отсутствие альтруистического поведения у родителей часто сопровождается отсутствием его и у детей.
Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные».
В теориях первой группы утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь.
В теориях второй группы содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно.
Существует и ситуационная теория альтруизма. Обсуждая вопрос о ситуационных влияниях на проявление альтруизма, ученые выделяют следующие факторы:
• присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения;
• реакции значимых людей на свое поведение;
• принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку;
• подражание другим людям;
• сходство или отличие человека от тех людей, кому он оказывает помощь;
• тендерный фактор;
• возрастной фактор;
• собственное психологическое состояние человека в данный момент времени;
• индивидуальные особенности человека;
• отношение человека к религии.
Все эти теории, строго говоря, альтернативными не являются и взаимно дополняют друг друга. Люди в разных ситуациях будут, наверное, руководствоваться различными соображениями, проявляя альтруизм, причем, скорее всего, не одним, а сразу несколькими соображениями одновременно. Те мотивы альтруистического поведения, которые предпочтет человек, будут также зависеть и от его собственных индивидуальных особенностей. Следовательно, разрабатывая теории альтруизма, необходимо включать в них и личностную составляющую, и анализ ситуации, в которой человек проявляет альтруистическое поведение.
Власть
Рассматриваемая через призму психологического знания властьопределяется как внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками.
Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются.
Есть, однако, различные мнения о ценности (моральной оправданности) наличия или отсутствия у человека мотива власти, его стремления получить и удержать власть над другими людьми.
Одни ученые относятся к наличию у человека такого мотива более или менее нейтрально, считая, что мотив власти сам по себе не характеризует человека ни как хорошего, ни как плохого, ни как морального, ни как аморального. Если человек стремится к власти для того, чтобы, воспользовавшись ею, принести пользу другим людям – тем, кто от него зависит, то такое стремление представляется морально оправданным.
Имеется, однако, и иная, более жесткая, бескомпромиссная и однозначно негативная точка зрения по данному вопросу. Дело в том, что ярко выраженный мотив власти как мотив социального поведения часто обнаруживается у тех людей, которых характеризуют как авторитарных личностей. Такой человек не просто стремится к власти, но старается приобрести ее и воспользоваться ею для того, чтобы подавить и эксплуатировать других людей. Если это так, то вопроса о том, оправдан или не оправдан данный мотив в моральном плане, не возникает: очевидно, что в этом случае это будет характеризовать личность как аморальную.
Этологи и зоопсихологи полагают, что мотив власти имеет свой аналог среди животных и проявляется в форме стремления и борьбы животных за то, чтобы стать вожаком в стаде. С точки зрения некоторых этологов этот мотив является врожденной потребностью и, более того, может играть положительную роль в борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных к жизни живых существ. Такой позиции придерживался, например, известный этолог К. Лоренц.
Вражда и агрессивность
Отношения типа враждыи агрессивностиможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.
Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, существуют и, наверное, долго будут еще существовать?
Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачастую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.
Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои законы и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные различия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную установку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить тому неприятности.
Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.
В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», используется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и решается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобраться и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.
Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить.
Среди основных причин агрессивности выделяют:
• неправильное воспитание;
• напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;
• неблагополучный личный опыт жизни;
• частые фрустрации;
• повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.
В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.
Интерес представляют не только проявления агрессии, но и возможные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае предполагается наличие определенных генетических или органиче