Тема 9. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека
Деятельностное бытие человека. Многомерность категории «деятельность». Деятельность как производство, как труд, как практика. Философское определение деятельности. Практика как генетический источник человеческой субъективности. Социальность, предметность, сознательность человеческой деятельности.
Деятельностный подход к психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования. Совместная – индивидуальная деятельность; внешняя – внутренняя деятельность. Процесс интериоризации – экстериоризации в деятельности.
Человек как субъект деятельности. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, задачи. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности.
Поведение и деятельность.
Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельности. Структура общения. Общение как коммуникация, модель коммуникативного общения. Вербальные и невербальные средства общения. Понятие коммуникативных барьеров. Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.
Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношения и взаимопонимание в процессе общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты межличностного восприятия.
Литература: 1, 2, 4, 5, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 28, 29, 36, 37, 39, 46.
Тема 10. Человек среди людей
Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Группы первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные группы.
Малая группа – форма социальной организованности. Уровень развития групп: диффузная группа, просоциальная организация, коллектив, корпорация, асоциальная ассоциация. Социально-психологические явления в малой группе. Процессы интеграции и дифференциации в группе. Социометрическое направление в изучении малых групп.
Социальное бытие человека. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека.
Литература: 5, 36, 39.
Библиография
Основные учебники:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М., “ЧеРо”, Юрайт, 2002 г., 336с.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., Academia, 2001 г., 501с.
3. Психология: учебник / под ред. А.А.Крылова. – М., «Проспект», 2000 г., 584с.
4. Психология: учебник для гуманит. вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб, «Питер», 2001 г. 650с.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., Щкола-Пресс, 1995 г., 383с.
Классические произведения и дополнительные пособия:
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. психол. труды – МПСИ, М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 383с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., «Питер», 2002 г., 282с.
8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Избр. психол. труды. – МПСИ. М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 768с.
9. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.,«Учебная лит-ра», 1997, 255 с.
10. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М., Центр гуманит. образования, 1996 г., 95с.
11. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г., 666с.
12. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избр. психол. труды. – МПСИ, М., Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1996 г., 390с.
13. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – МГППУ, М., «Смысл», 2003 г., 239с.
14. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог». – М., Изд-во МПСИ, 2002 г., 463с.
15. Введение в психологию / учебное пособие / под общ. ред. А.В.Петровского. – М., Академия, 1999 г., 494с.
16. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., «Смысл», Per Se, 2000 г., 683с.
17. Выготский Л.С. Психология. – М., Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 2002 г., 1007с.
18. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 1998 г., 480с.
19. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы по курсу «Психология человека». – М., Рос. пед. агентство, 1998 г,, 271с.
20. Гриншпун И.Б. Введение в психологию: учебное пособие. – М., Изд-во МПСИ. 1998 г., 149с.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., Питер-Ком, 1999г., 359с.
22. Запорожец А.В. Психология действия: избр. психол. труды. - М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2000 г., 732с.
23. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК. 1997 г., 608с.
24. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК. 2000 г., 603с.
25. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. Пер. с англ. – М., «Гранд», Фаир-пресс, 2000 г., 442с.
26. КураевГ.А., Пожарская Е.Н. Лекции по курсу «Психология человека». – Ростов-на-Дону, Изд-во ООО «ЦВВР», 2001 г., 301с.
27. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., «Педагогика-пресс», 1995 г., 608с.
28. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. – М., Владос-пресс, 2001 г., 367с.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., «Смысл», 2000 г., 2001 г., 219с.
30. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., Смысл, 199 г., 533с.
31. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., «Педагогика», ч.2, 1970 г., 496с.
32. Лурия А.Р. Психологическое наследие: избр. труды по общей психологии. – М., «Смысл», 2003 г., 431с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., Изд-во МГУ, 1998г., 335с.
34. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – МПСИ, Ин-т практ. психол., Воронеж, МОДЭК, 1995 г., 320с.
35. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2000 г., 682с.
36. Немов Р.С. Психология. – М., «Просвещение»: Владос, 1995 г., 1й том, с.
37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учебное пособие. – М., Academia, 2001 г.,2003 г., 496с.
38. Практикум по общей психологии для студентов вузов / Сост. Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М., Ин-т практ. психологии, 1996 г., 176с.
39. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб, «Питер», 2003 г.. 1095с.
40. Психология / под ред. И.В. Дубровиной (словарик). – М., Academia, Кафедра, 1997 г., 95с.
41. Психология: биографический библиографический словарь. Пер. с англ./ под редакцией Н. Шихи, Э.Дж. Чепмен, У.А. Конрой. – СПб, «Евразия», 1999 г., 851с.
42. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – М., ИНФРА-М, Новосибирск, изд-во Новосиб. гос. акад. экономики и управления, 2001г., 174с.
43. Психология от А до Я: Словарь персоналий. – М., Изд-во МПСИ, Флинта, 1997 г., 154с.
44. Психология памяти: учебное пособие/ под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М., ЧеРо, 1998г., 814с.
45. Психология сознания / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, «Питер», 2001 г., 475с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 2001 г.,712с.
47. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., «Педагогика», 1976 г., 416с.
48. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга: потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. – М., «Наука», 2001 г., 94с.
49. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу: Введение в психологию. – М., «Смысл», 1997 г., 652с.
50. Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общ. ред. Т.В. Калягиной. – СПб, «Питер», 2001 г., 412с.
51. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., ЭКСМО, 2002 г., 304с.
52. Степанов С.С. Психология в лицах. – М., ЭКСМО - пресс, 2001 г., 379с.
53. Столяренко Л.Д., Самсыкин С.Н. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону, МарТ, 2001 г., 253с.
54. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., «Педагог. об-во России», 1998 г., 112с
55. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избр. психол. труды. – М., МПСИ, Воронеж, ин-т практ. психол., МОДЭК, 1998 г., 539с.
56. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 1997 г., 448с.
57. Хозиев В.Б. Психология: учебное пособие для 10-11х классов. – М., МПСИ, 2000 г., 398с.
58. Хрестоматия по общей психологии/ отв. ред. В.В.Петухов. – М., Рос. психол. об-во, Вып. 3 (Субъект познания), 1998г., 514 с.
59. Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятие. 5-е изд. – СПб, «Питер», 2003 г., 924с.
60. Штерн А.С. Введение в психологию: курс лекций: учебно-методическое пособие. – М., Флинта, МПСИ, 2003 г., 310с.
61. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., Academia, 1996 г., 410с.
Список Интернет-ресурсов по дисциплине:
1. www.psyedu.ru
2. www.psychological.ru
3. www.mgu.psy.ru
4. www.ido.edu.ru
5. www.mgppu.ru
6. www.msph.ru
7. www.pedlib.ru/Books
8. www.practic.childpsy.ru
9. http://www.clinpsy.ru
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Кафедра психологии образования