Коммуникативная сторона общения.
Невербальные средства общения:55% язык телодвижений. Кинесика(всё, что связано с движением –жесты, походка, поза, мимика, взгляд), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, кашель, смех, плач), такесика (рукопожатие ,похлопывание, поцелуи), проксемика(дистанция в общении, мебель).
Виды взглядов. Деловой – только на лицо. Дружеский – лицо-грудь. Интимный – с головы до ног. Последний – в середину лба (желание закончить разговор, негативное).
Алексей Григорьевич
Учебники: Петровский А. В. Психология, Богословский, Гамезо
Шизофреническое соскальзывание. Учитывать эмоции аудитории.
Психология –наука о душе, которая должна заниматься проблемами познавательных процессов, эмоций, личности.
Есть три термина, которые говорят о человеческом существе: индивид, личность (социальный индивид – занимает опр. положение в обществе и выполняет определённую социальную роль), индивидуальность(своих собственных индивидуальных психологических черт).Психология в своём развитии прошла 3 этапа как наука. 1) донаучный (условно) 2) философский 3) 1885 год, лаборатория Вундта. Экспериментальные методы в психологии.
Основные категории психологии: образа (сформированные познавательные процессы, Гештальт психология), деятельности, личности(Константин Платонов. Два компонента: биологический (наследственность и среда): познавательные процессы, темпераменти социальный(опытзнания, умения, навыки,направленность цели человека), общение (передача мысли, чувств и информации. Структура общения: информационная сторона, аффективная сторона, интерактивная сторона), мотивация(опредмеченная потребность; стимул(внешнее).
Подходы к теориям личности. 1) Персоналистиеский подход – Уильям Джеймс(конец 19 в.) Личность – человек, который занимает определённую социальную роль. Теория Фрейда. Личность – наследуемый компонент. Неповторимая индивидуальность, неограниченная свобода. 2) Антропологический подход – Эдвард Торндайк (бихевиорист) Человек переживает и живёт так же как животные.3) Социологический подход – большее количество социальных ролей. 4) Теория полей Левина
Методы исследования возрастной психологии. 1) наблюдениеТребования: наблюдаемый не знает о наблюдении, должно проходить в естественных условиях, в процессе наблюдения проводить записи на интересующий вопрос, включенное/не включенное наблюдение 2) экспериментлабораторный и естественный 1885 год, Александр Лазурский предложил естественный 3) анализ продуктов деятельностианализ рисунков, сочинений, поделок каких-то. 4) метод анкет исследование путём массового опроса. В анкете должны стоять вопросы, которые понятны испытуемому. И не слишком много. 5) метод тестовисследование индивидуальных психологических черт путём загадок, шарад, задач. Личностные тесты, тесты IQ (словесные тесты, невербальные тесты – тесты на подстановку кусочков пропусков. Виды интеллекта. Музыкальный, тесты на двигательную систему. Тесты на познавательные процессы. Проективные (рисованные) тесты) 6) Социометриявыявления лидера Жорж Морено.
Качества педагога:владеть различными предметами, специальными способностями, авторитарными способностями, чувство юмора (умение не замечать, быть независимым, обладать правом неожиданности), обладать способностью перспективы,
Смысловое восприятие речевого сообщения. Леонтьев, Дридзе. Весенняя Ксения =)
Суггестия– внушение путём слова (не гипноз). Есть контрсуггестия.
1. Предмет задачи причины выделения возрастной психологии в самостоятельную науку
2. Основные понятия возрастной психологии: кризис, возраст, сенситивный период
3. Понятия развития в возрастной психологии
4. Понятия возраста и принципа возрастной периодизации
5. Проблема биологического и социального
6. Основные кризисы в развитии человека (Выготский)
7. Культурно-историческая теория Выготского
8. Когнитивная теория(Жан Пиоже)
9. Стадии развития в теории Эрика Эриксона
10. Подростковый возраст – характеристика
11. Основные теории научения
12. Межличностные отношения в группах
13. Психическое развитие на основе типа ведущей деятельности (Эльконин)
14. Методы возрастной психологии (см. лекцию выше)
15. Теория Фрейда
16. Развитие эмоций и воли
17. Дошколота
18. Развитие «Я» концепции
19. Игра. Её происхождение
20. Младший школьный возраст
21. Старший школьный возраст
22. Проблема готовности к обучению в школе.
23. Раннее детство (от одного до 3) и кризис трёх лет (хождение).
24. Теория Лоренса Кольберг
25. Половая идентификация
26. Роль взаимоотношений со сверстниками
27. Этапы и механизмы овладения речью. 3 этапа -1 этап гуления, 2 – лепет, 3 – отдельные слова. Жинкин. 1 – осмысление 2 –оперативная память 3 –вероятностное прогнозирование
28. Одарённость
29. Виды тестов
30. Акцентуация характера
31. Трудности начального обучения.
32. Семья как фактор развития ребёнка
33. Школа как фактор развития ребёнка
34. Развитие в юношеском возрасте
Расположение рисунка на пустом листе – чем выше расположен дом, тем больше неадекватно завышена самооценка.
Вид дома: многоэтажный – замкнутость и эгоцентризм. Дом олигарха/рыцаря – романтизм. Наличие проблемы и способность их решить – если есть труба и идёт дым. Дыма нет – нет решения. Не занавешенные окна , дверь с ручкой должна, крыльцо (гостеприимство) – открытость.