Теория эмоций Джеймса – Ланге
Память.
Это психическое отражение человеком действительности, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.
Запоминание. Хранение. Воспроизведение. Забывание.
Три вида ассоциаций.
Эффект (закон) края – лучше всего запоминаются первые и последние частицы информации. В первый час забывается 60% информации.
Гештальтпсихология. Эффект незавершённых действий, эффект Зигарник.
Ретроактивное.
Важный закон при заучивании – перерыв. Так же однородный материал. Необходимо разнообразить. Ещё когда последующий материал является более сложным.
Типы и виды памяти.
Существуют два типа памяти – генетическая и прижизненная. Психология изучает только второй тип.
По типу запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
По участию сознания в запоминании и распределении материала: непроизвольная, произвольная.
По времени сохранения материала и особенностям его преобразования: сенсорная(мгновенная, ¼ доли секунды , кратковременная, оперативная, долговременная.
Основные процессы памяти.
Преднамеренное, непреднамеренное, механическое, осмысленное. Преодоление препятствий, самостоятельная работа. Физическое и психологическое состояния. Положительное подкрепление. Количество анализаторов. Активное заучивание. Концентрированное вначале повторение и распределённое в дальнейшем. Опора на наглядность: картинки, примеры, цитаты, тезисы, факты…
Способы заучивания.Целый, частичный, комбинированный.
Сенсибилизация –повышение чувствительности анализаторов. Синестезия –взаимодействие органов чувств, когда раздражитель, адресованный одному органу чувств, вызывает ощущение у другого.
Целостность –когда недостаёт каких-то свойств предмета, и человек достраивает её сам.
Апперцепция –зависимость восприятия от прошлого опыта.
Бихевиоризм.
Методы: эксперимент. Стали изучать детей, младенцев и животных. Можно посмотреть, как формируется психика в динамике. Главный фактор – социальная среда, что воздействует на формирование личности.
Теория опперантного научения Скиннера. Второй уровень Бихевиоризма. Стимул следует за реакцией. По Скиннеру человек в своём поведении руководствуется вероятностными последствиями событий. Он будет полагаться на них, если они будут благоприятными.
Когнитивный бихевиоризм.Эдвард Толлмен. Опыт с крысой и лабиринтом. Когда она знает, как выходить из лабиринта. Потом он закрывает проход. Стимул - внутренний процесс – реакция.
Психоанализ.
Зигмунд Фрейд.
Сознание – предсознание – бессознание. Эрос и танатос. Ид – эго – суперэго. Ид – хранилище инстинктивных побуждений. Это и врождённый и вытесненный при жизни из предсознания компонент. Суперэго – стандарты, нормы морали, поведения. Эго урегулирует конфликт.
Психосексуальные стадии по Фрейду. Главный фактор – удовлетворение сексуальной потребности. Очень важно при положительном развитии. В 1905 году Фрейд утверждает, что сексуальностью уже наделены маленькие дети. 14-15 половое созревание, как мы думаем. В зависимости от эрогенных зон ребёнок проходит развитие сексуальное. 1 – оральная, эрогенная зона – рот. 0-18 месяцев. Если удовлетворение идёт благоприятно, то переход на следующую стадию. Но может произойти фиксация потому что нету удовлетворения. На оральной стадии формируется боязнь доверия или недоверия. На 1 году жизни. В случае фиксации орально-агрессивный и орально-пассивный. Фрейд считал, что это неизменимо. Пассивный тип – зависимый человек, пусть и оптимистичный. Агрессивный – чрезмерно болтливый, саркастичный человек. Курить могут начать, жвачку жевать, ручки. С 18 месяцев до 3-х месяцев – анальная. Ребёнок получает удовольствие от испражнения. На анальной стадии формируются творческие способности. Анально – удерживающий тип. Чрезмерно опрятный, педантичный. Анально – выталкивающий. Анархист, делаю, что хочу. 3 – фаллическая. С трёх до шести лет. Интерес к половым органам. (бтв все рамки условны) Эдипов комплекс у мальчиков. И комплекс Электры у девочек. Это сексуальное влечение к родителю другого пола. Бессознательно. Родителя другого пола могут воспринимать как конкурента. Проблема неполных семей. Отец для девочки – первый мужчина. Папа должен всегда хвалить, даже чрезмерно. У 99% процентов проблема разрешается при идентификации своей половой роли. И на первый план выходит подражание. Черты мужественности и женственности именно тогда формируется. 4 - Латентный период . 6 – 12 лет.5 – Генитальный период.12 – 18 лет. Окончательная идентификация. Становление профессиональное и личностное.
Терапия. Лечение. Проникание в суть снов, ошибок и оговорок.
Механизмы защиты по Фрейду: вытеснение, сублимация, регрессия, отрицание, проекция.
Карл Густав Юнг. Альфред Адлер. Карл Хорни. Анна Фрейд. Эрик Хром.
Гуманистическая психология.Маслоу, Роджерс. Пирамида. Человек уже рождается с каким-либо потенциалом. Наша главная задача – реализовать потенциал. Потребность в уважении\самоуважении, эстетические и познавательные потребности ,потребность в самоактуализвации\самореализации. Люди подобного типа реализуют свой потенциал без подростковой застенчивости, прислушиваются к внутреннему голосу чаще, чем к внешнему, не боятся признать свои ошибки и взять на себя ответственность…
Человек изначально добр, он не нуждается в контроле со стороны общества, способен сам определять свою судьбу, все его мотивы подключены в мотив самоактуализации. Единственной реальностью является внутренняя, субъективная. Принципы общения – безоценочное позитивное принятие другого человека. Его активное импативное слушание (умение слушать). Конгруэнтное самовыражение в общении с другим человеком (подлинное, искреннее).
Эмоции и чувства.Физические проявления, экспрессия. Удовольствие – радость, интерес – возбуждение, удивление, горе – страдание, гнев – ярость, отвращение – омерзение, презрение – пренебрежение, страх – ужас, стыд – застенчивость, вина – раскаяние.
Функции эмоций. Мотивационная – побуждает, направляет. Сигнальная – извещение о своём состоянии себя и других людей. Защитная – выброс адреналина. Управляющая – эмоции помогают нам управлять нам своими действиями. Компенсаторная – восполнение других явлений. Дезорганизующая – зашкаливание, отрицательный эффект.
Стресс.
1. Стадия тревоги – мобилизация резервов организма
2. Устойчивость и резистентность
3. Истощение
Ответственность.
Эмоциональное состояние.
Воля.
Селиванов. 3 ступени.
Рубенштейфн – 4 стадии.
1. Общее представление о личности
2. Психологические теории личности
3. Структура личности
4. Формирование и развитие личности.
Темперамент.
Физиологические основы темперамента (Учение Павлова о ВНД)
Исследование индивидуально-психологических особенностей в трудах Мерлина
Темперамент –это совокупность формально-динамических особенностей поведения человека, проявляющихся в общей активности, в особенностях моторики и эмоциональности.
Гумморальные теории. Гиппократ и Галлен считали, что у человека в организме преобладает определённый тип жидкости. Сангвиник – преобладает кровь, быстрый, живой, флегматик – слизь, медленный, холерик – желчь, раздражительный, меланхолик – чёрная желчь, угрюмый.
Конституционные теории. Это строение тела. Теория Эрнста Кречмера. Лептосоматик – высокий, очень худой человек, дрыщ. Пикник – невысокого роста, большой живот. Атлетик – строение спортивное. Диспластик – непропорциональное телосложение.
Лептосоматик – шизотимик. Закнутый человек, склонный к колебанию эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, друдно приспосабливается.
Пикник – циклотимик. Его эмоции колеблятся между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах.
Атлетик – иксотимик. Невысокая гибкость мышления, маловпечатлительный, мелочный.
Диспластик – любой тип.
Конституционная теория Уильяма Шелдена. Выделил эндоморфный тип, мезоморфный, экзоморфеый.
Экзоморфный – дрыщ, развита нервная ткань. Ему будет соответствовать церебротония.
Мезоморфный – органы движения, мускулатура. Соматотония.
Эндодерма – органы внутренние. Висцеротония.
Павлов.Изучал условные рефлексы. Обнаружил, что у разных собак всё формируется по-разному.
Свойства нервной системы: сила – возбуждения, слабость – торможение.
Уравновешенность, неуравновешенность.Подвижность, инертность.
Типы ВНД.
Сильный тип, слабый тип. Слабый тип - меланхолик.
Сильный неуравновешенный – холерик
Сильный уравновешенный подвижный –сангвиник
Сильный уравновешенный инертный – флегматик.
Теплов и Небылицын.Ученики Павлова.
1. Обнаружили, что нет жёсткой связи между типом ВНД и типом темперамента.
2. Св-ва НС являются не общими, а частными.
3. Добавили лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов и динамичность – скорость обучения.
4. Доказали, что не бывает хороших и плохих типов.
5. Лобно-ретекулярные и лобно-лимбические, которые расположены в подкорке, отвечают за темперамент.
Сенситивность, активность, реактивность (импульсивность), пластичность, ригидность (медленная адаптация), темп психической реакции, эмоциональная устойчивость, экстраверсия/интроверсия, эригчность/аэргичность (выносливость НС), балланс активности/реактивности.
Способности.
1. Общая характеристика способностей. Врождённое и приобретённое в структуре способностей.
2. Классификации способностей.
3. Уровни развития способностей – одарённость, талант, гениальность.
Способности– индивидуально-психологические особенности человека ,которые выражают его готовность к успешному овладению определёнными видами деятельности. Вне развития и действия способности не существуют.
Одни учёные считают, что способности – это врождённые, другие – что всего можно добиться трудом.
За врождённость:проявляются в детстве, повторение у потомков, близнецовый метод, метод искусственной селекции.
За приобретённые:результаты деятельности выдающегося обучения, воспитание аборигена, метод искусственной селекции, генотип предполагает теоретическое достижение, а социальная среда определяет, насколько это будет реализовано на практике. Врождённый компонент – задатки,анатомо-морфологические особенности организма, которые составляют природную основу развития способностей. Способности равняются в числителе – продуктивность, в знаменателе – цена.
Основные условия и факторы,влияющие на развитие способностей
1. Наличие благоприятных задатков
2. Наличие благоприятной окружающей среды
3. Включение в соответствующие виды деятельности
4. Правильная организация системы необходимых упражнений.
5. Соответствие тренировочных действий возможностям ребёнка.
6. Положительная стимуляция тренировочных действий, насыщение их положительными эмоциями
7. Ориентация на ранние возрастные сроки
8. Ориентация на сенситивные периоды (периоды повышенной чувствительности).
Человек как индивид.
Свойства: возраст, система органических потребностей, сенсомоторная организация, темперамент, задатки природной основоспособности.
Субъект: носитель какой-либо деятельности
Общение.
Видовые общения.
Знаковые системы:вербальные, невербальные.
Характер связи общающихся:непосредственное, опосредованное.
Количество участвующих в общении:межперсональное, массовое.
Значимость социальных ролей:межличностное, ролевое.
Отношение к другому человеку:монологическое(субъект – объекты) императив, диалогическое.
Направленность на задачу:деловое, личностное.
Социальная перцепция –формирование образа другого человека на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Правило 90-90.Первые 90% информации о человеке у нас формируется в первые 90 секунд.
Правило трёх плюсов.Внушайте значимость, улыбка, имя. Комплемент.
Механизмы межличностного восприятия: идентификация(постановка себя на место другого, уподобление), эмпатия(вхождение во внутренний мир), аттракция(основа на симпатии к человеку, даже любви), рефлексия(как меня воспринимает собеседник), казуальная атрибуция(удачи в своих достижениях мы приписываем себе)
Память.
Это психическое отражение человеком действительности, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.
Запоминание. Хранение. Воспроизведение. Забывание.
Три вида ассоциаций.
Эффект (закон) края – лучше всего запоминаются первые и последние частицы информации. В первый час забывается 60% информации.
Гештальтпсихология. Эффект незавершённых действий, эффект Зигарник.
Ретроактивное.
Важный закон при заучивании – перерыв. Так же однородный материал. Необходимо разнообразить. Ещё когда последующий материал является более сложным.
Типы и виды памяти.
Существуют два типа памяти – генетическая и прижизненная. Психология изучает только второй тип.
По типу запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
По участию сознания в запоминании и распределении материала: непроизвольная, произвольная.
По времени сохранения материала и особенностям его преобразования: сенсорная(мгновенная, ¼ доли секунды , кратковременная, оперативная, долговременная.
Основные процессы памяти.
Преднамеренное, непреднамеренное, механическое, осмысленное. Преодоление препятствий, самостоятельная работа. Физическое и психологическое состояния. Положительное подкрепление. Количество анализаторов. Активное заучивание. Концентрированное вначале повторение и распределённое в дальнейшем. Опора на наглядность: картинки, примеры, цитаты, тезисы, факты…
Способы заучивания.Целый, частичный, комбинированный.
Сенсибилизация –повышение чувствительности анализаторов. Синестезия –взаимодействие органов чувств, когда раздражитель, адресованный одному органу чувств, вызывает ощущение у другого.
Целостность –когда недостаёт каких-то свойств предмета, и человек достраивает её сам.
Апперцепция –зависимость восприятия от прошлого опыта.
Бихевиоризм.
Методы: эксперимент. Стали изучать детей, младенцев и животных. Можно посмотреть, как формируется психика в динамике. Главный фактор – социальная среда, что воздействует на формирование личности.
Теория опперантного научения Скиннера. Второй уровень Бихевиоризма. Стимул следует за реакцией. По Скиннеру человек в своём поведении руководствуется вероятностными последствиями событий. Он будет полагаться на них, если они будут благоприятными.
Когнитивный бихевиоризм.Эдвард Толлмен. Опыт с крысой и лабиринтом. Когда она знает, как выходить из лабиринта. Потом он закрывает проход. Стимул - внутренний процесс – реакция.
Психоанализ.
Зигмунд Фрейд.
Сознание – предсознание – бессознание. Эрос и танатос. Ид – эго – суперэго. Ид – хранилище инстинктивных побуждений. Это и врождённый и вытесненный при жизни из предсознания компонент. Суперэго – стандарты, нормы морали, поведения. Эго урегулирует конфликт.
Психосексуальные стадии по Фрейду. Главный фактор – удовлетворение сексуальной потребности. Очень важно при положительном развитии. В 1905 году Фрейд утверждает, что сексуальностью уже наделены маленькие дети. 14-15 половое созревание, как мы думаем. В зависимости от эрогенных зон ребёнок проходит развитие сексуальное. 1 – оральная, эрогенная зона – рот. 0-18 месяцев. Если удовлетворение идёт благоприятно, то переход на следующую стадию. Но может произойти фиксация потому что нету удовлетворения. На оральной стадии формируется боязнь доверия или недоверия. На 1 году жизни. В случае фиксации орально-агрессивный и орально-пассивный. Фрейд считал, что это неизменимо. Пассивный тип – зависимый человек, пусть и оптимистичный. Агрессивный – чрезмерно болтливый, саркастичный человек. Курить могут начать, жвачку жевать, ручки. С 18 месяцев до 3-х месяцев – анальная. Ребёнок получает удовольствие от испражнения. На анальной стадии формируются творческие способности. Анально – удерживающий тип. Чрезмерно опрятный, педантичный. Анально – выталкивающий. Анархист, делаю, что хочу. 3 – фаллическая. С трёх до шести лет. Интерес к половым органам. (бтв все рамки условны) Эдипов комплекс у мальчиков. И комплекс Электры у девочек. Это сексуальное влечение к родителю другого пола. Бессознательно. Родителя другого пола могут воспринимать как конкурента. Проблема неполных семей. Отец для девочки – первый мужчина. Папа должен всегда хвалить, даже чрезмерно. У 99% процентов проблема разрешается при идентификации своей половой роли. И на первый план выходит подражание. Черты мужественности и женственности именно тогда формируется. 4 - Латентный период . 6 – 12 лет.5 – Генитальный период.12 – 18 лет. Окончательная идентификация. Становление профессиональное и личностное.
Терапия. Лечение. Проникание в суть снов, ошибок и оговорок.
Механизмы защиты по Фрейду: вытеснение, сублимация, регрессия, отрицание, проекция.
Карл Густав Юнг. Альфред Адлер. Карл Хорни. Анна Фрейд. Эрик Хром.
Гуманистическая психология.Маслоу, Роджерс. Пирамида. Человек уже рождается с каким-либо потенциалом. Наша главная задача – реализовать потенциал. Потребность в уважении\самоуважении, эстетические и познавательные потребности ,потребность в самоактуализвации\самореализации. Люди подобного типа реализуют свой потенциал без подростковой застенчивости, прислушиваются к внутреннему голосу чаще, чем к внешнему, не боятся признать свои ошибки и взять на себя ответственность…
Человек изначально добр, он не нуждается в контроле со стороны общества, способен сам определять свою судьбу, все его мотивы подключены в мотив самоактуализации. Единственной реальностью является внутренняя, субъективная. Принципы общения – безоценочное позитивное принятие другого человека. Его активное импативное слушание (умение слушать). Конгруэнтное самовыражение в общении с другим человеком (подлинное, искреннее).
Эмоции и чувства.Физические проявления, экспрессия. Удовольствие – радость, интерес – возбуждение, удивление, горе – страдание, гнев – ярость, отвращение – омерзение, презрение – пренебрежение, страх – ужас, стыд – застенчивость, вина – раскаяние.
Функции эмоций. Мотивационная – побуждает, направляет. Сигнальная – извещение о своём состоянии себя и других людей. Защитная – выброс адреналина. Управляющая – эмоции помогают нам управлять нам своими действиями. Компенсаторная – восполнение других явлений. Дезорганизующая – зашкаливание, отрицательный эффект.
Теория эмоций Джеймса – Ланге
Осознание человеком физиологических процессов, происходящих в организме. Т.е. сначала мы бьём, а потом испытываем гнев.