Социальная самоидентификация
Слово «социум» имеет латинский корень, русское слово - «общество» (общее, община). Человек живет не один, а совместно с другими людьми, чтобы выжил его род. Особенно совместная жизнь, труд важны в суровых условиях, например, у нас, на севере. Там (Здесь) всегда было общее земледелие, так как часты неурожаи. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изделиями других людей - ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей.
Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание тех ролей, которые являются наиболее стабильными для личности и заданными заранее. Что я могу назвать своим? Во-первых, это имя, половая принадлежность, внешность. Это не очень зависит от нас: внешность дана нам от природы, имя дали родители, к ним мы привыкли с детства. Взрослея, мы начинаем осознавать их, мы уже можем выработать к ним свое отношение, и это дает возможность подумать, хотим мы в них что-то изменить или нет. Какими мы хотим, чтобы нас видели другие? Это осознавание и является процессом социальной самоидентификации.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ РИСУНОК «Я И МОЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ»_________________
Инструкция. Обсуждение. | Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать - ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя». Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что - наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит? |
Возможная модификация упражнения.Отметьте на своем рисунке знаком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодействовать) и знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).
Информация для ведущего. Это упражнение лучше проводить после беседы о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Разговор ведется о разных уровнях, разной дистанции выстраиваемых отношений с людьми. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя, те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значимо. Следующий уровень - это те люди, которые не оказывают особого влияния на мою судьбу, обычно" мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, кондуктор в транспорте, врач, учащиеся школы... Самый дальний уровень - это те люди, о существовании которых мы редко задумываемся, например одинокий старый рыбак с берегов Австралии... Можно представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в центре - «Я», а вокруг - социальные сферы.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ СВОЙ ПАСПОРТ»_________________________
Перед проведением упражнения с детьми проводится беседа о документах, о паспорте. В беседе поднимаются следующие вопросы. Зачем существуют паспорта? Что в нем записано? Почему паспорт надо бережно хранить? Такое обсуждение особенно важно проводить с воспитанниками, так как зачастую, получив паспорт, они его тут же теряют. Упражнение заключается в том, что дети рисуют свой «паспорт» и заполняют его. Для этого они сами выбирают формат бумаги. Дети могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить в виде альбома с бантиком или свернуть бумагу в виде свитка и т. д. Сведения, которые вносятся в паспорт, могут быть различны. Это, как обычно, ФИО, год и место рождения, «фотография», а остальные сведения заполняются по собственному желанию каждого. Это может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем дети показывают друг другу свои паспорта, делятся впечатлениями. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ -ИГРА «ЛОТЕРЕЯ»_____________________________________
Эта игра позволяет детям задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоятельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для этой игры необходимо заготовить карточки, игральные кубики и игровое поле. Конкретное исполнение игры зависит от вашей фантазии. На каждой карточке стоит порядковый номер и словесно описан, соответствующий ему, объект серии. На игровом поле под номерами изображены объекты серии. Всего существует несколько серий - жилье, учеба, друзья, супруг(а), работа, семья, увлечения. Например, в серию «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, вигвам, 5-комнатная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка», шалаш, 3-комнатная квартира в сталинском доме и т. п. Разрывается: у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться друг с другом карточками. Затем они рассказывают, как собираются обустроить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше? При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что можем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «конфетку». |
РОЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Роли и социальные институты - тот социум, который окружает мое пространство. Наша задача на этом этапе блока - познакомить детей с различными ролями, подвести детей к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось, чтобы нас видели. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль - проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли у участников взаимодействия не совпадают, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.
Предлагаются следующие темы для дальнейших бесед с детьми.
- Роли - актерская, социальная, групповая. Так как воспитанники часто используют не только социальные, но и межличностные и театральные роли, важно подчеркнуть их различие и уделять внимание социальным ролям.
- Парность ролей. Предсказуемость поведения ролевого партнера.
- Роли желательные, приемлемые и отвергаемые, неприемлемые.
- Спектр одной и той же роли. Например, спектр роли учителя - учитель географии, истории, литературы; начальной школы, старшей школы; городской, сельский и т.д.
Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, о чем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных качеств. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации наглядный материал, например бумагу различных форм и размеров - эллипс, узкая полоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это пространство? Как я это делаю? Насколько я учитываю ту форму, в которой сейчас действую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чувствую себя в этой роли?
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «РОЛИ»______________________________________________
Инструкция. Обсуждение. | Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается по кругу называть роли, в которых они бывают. «Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой. Наподобие того, как у нас остается то же тело, когда мы переодеваем одежду. Нарисуйте или просто перечислите множество ролей, в которых вы когда-либо в жизни бывали. Желательно нарисовать, так как роль связана с образом... Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать ее. Если у кого-то закончились роли, то он просто пропустит ход». Кому сколько ролей удалось представить (нарисовать)? Какие из этих ролей - социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие роли совсем не хочется играть? |
При обсуждении можно поставить вопросы: «А где ты - настоящий?» Это запутывает, но и дает возможность задуматься и разобраться. Акцентируется внимание на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПАРНЫЕ РОЛИ»______________________________________
Инструкция. Обсуждение: | Участники становятся в круг. «Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч другому человеку и т.д.». После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун-зритель, продавец-покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы. Удалось ли отгадать какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники. |
Модификация упражнения. Участники делятся на две подгруппы - исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавцы с покупателем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.
_____________________________________________________________