С конкретными людьми, группой

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «УСТАНОВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИИ»_________________________

  Существует два варианта этого упражнения: «инди­видуальные дистанции» и «групповая дистанция». Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники дер­жатся за руки. Она по команде центрального участ­ника подходят ближе или отходят дальше от него, из­меняя величину круга. Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро, спиной и т. д. Когда цен­тральный участник чувствует, что ему становится уже некомфортно, он говорит «стоп» - и вся группа за­мирает. Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подхо­дит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «Стоп», то есть пока ему не начнет становиться дискомфорт­но. Движение можно варьировать, как и в групповом варианте.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«МОЕ ЛИЧНОЕ МЕСТО» [27]____________________________

Инструкция. Обсуждение. При проведении предыдущих упражнений можно за­метить, что дети недостаточно чувствуют свои «гра­ницы». В ходе этого упражнения мы еще раз можем затронуть вопрос о пространстве каждого. При этом мы подтверждаем право каждого ребенка и на вступ­ление в контакт, и на одиночество, в зависимости от состояния, настроения и потребности. «Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим детям. (Предоставьте детям побольше времени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетворяющее его место.) Твое пространство находится там, где ты сейчас стоишь. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядь на пол, когда ты садишься, тебе нужно чуть-чуть побольше места, чтобы удобно разместиться, - и все это тоже твое пространство. Попробуй использовать его, ведь оно принадлежит тебе. Почувствуй почву под ногами. Теперь вытяни руку и нари­суй воображаемый круг, охватывающий твое простран­ство. Сделай его таким большим, как ты хочешь. При этом обрати внимание на то, чтобы, ты мог дотянуть­ся рукой до любой его части. Вся территория, до кото­рый ты можешь свободно дотянуться, принадлежит тебе... Теперь прикоснись к полу на твоем личном ме­сте. Это твой собственный пол. Если хочешь, в своем воображении ты можешь окрасить его в любой цвет... Ты можешь медленно положить на него мягкий вор­систый коврик... А можешь расположить на нем теп­лый круглый матрац и развалиться на нем. А можешь попрыгать на своем личном месте вверх-вниз... Быть может, ты захочешь обнести свое место небольшой стеной. Для этого тебе достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пру­да. (Покажите детям это движение.) Ты можешь пост­роить эту стену такой высоты, чтобы тебя никто не видел за ней... Возможно, сейчас ты захочешь сде­лать в ней окошко, чтобы выглядывать наружу. Свое­му окошку я придам форму сердечка (покажите, что вы как будто прорезываете окно в своей воображае­мой стене). А как будет выглядеть твое окно? Сейчас я покрашу стены (покажите это с помощью пантомимы). Что еще ты можешь сделать со своим личным местом и со стеной вокруг него? Давайте немного помолчим, чтобы каждый в тишине мог приглядеться к своему месту. Кому из вас нравится свое пространство? Сей­час я громко скажу: "Поменяйтесь местами". И каждый из вас должен будет выбежать из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь места­ми. Все заняли новые места? Нравится ли оно вам так же, как прежнее? А теперь вернитесь в свое простран­ство. Как вы чувствуете себя здесь? Как вы себя чув­ствуете, когда у вас есть личное пространство? А те­перь аккуратно "сложите и упакуйте" свое личное про­странство и положите его рядом с собой». Понравилось ли тебе упражнение? Что было трудным? Что ты чувствовал, когда был в чужом месте и когда вернулся в свое? Что ты думаешь о своем простран­стве?  

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ЛЕСЕНКА НА ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - ЗАМКНУТОСТЬ»_______

  Упражнение проводится также, как «Лесенка - шкала доверия)) (стр. 48). Проводится обсуждение особенностей общения. Важ­но, чтобы своим опытом поделились крайние «ступень­ки» лесенки. Что дает такая общительность (замкну­тость), что хорошего, а что негативного для тебя?  

Информация для ведущего.Тот, кто находится на одном полюсе этой ле­сенки, уходит от общения с другими людьми, а тот, кто на другом полюсе - ухо­дит от общения с самим собой. Несмотря на то, что это качество (общитель­ность—замкнутость) задано нам от рождения, его можно развивать. Человек сам может регулировать уровень общения и управлять своим общением, своими контактами. Важно самому понимать, есть ли у меня желание общаться, или я вынужден много общаться; есть ли у меня желание быть одному, самим с собой, или я хочу, но не могу, не умею общаться с другими и поэтому не общаюсь. Важно внутреннее определение своей действительной потребности.

ТЕРПЕНИЕ

Терпение - означает способность ждать, отсрочивать удовлетворение же­ланий, а также поддерживать в себе и других развитие способностей, несмот­ря на сомнения и ожидания. По методике Н.Пезешкиана: 10-12 баллов - тер­пение, умение ждать, оставлять время. 5-3 балла - нетерпеливость, агрессив­ность, оказывать давление на кого-либо, не хотеть ждать, критиковать, приди­раться. (см. Приложение).

Говоря о терпении, можно выделить несколько аспектов. Способность выдержать длительное время физический дискомфорт, боль, эмоциональное напряжение. Способность быть терпеливым к особенностям других людей, признавать своеобразие их развития, несмотря на возникающие сомнения и разочарования. Здесь терпимость предполагает способность идентифицировать себя с другим человеком и, на фоне его особенностей, признать неповторимость его личности, то есть принять его таким, какой он есть. Еще один аспект терпения - способность преодолевать препятствия для достижения цели.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_ «ЗАДЕРЖАТЬ ДЫХАНИЕ»_____________________________

  Это упражнение можно использовать в качестве разминки в этой теме. Задержка дыхания на вдохе - активизирует, а на выдохе — успокаивает.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ДРУЖЕСКАЯ РУКА»__________ ________________________

Обсуждение. Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто тебе больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача: ни за что не открывать глаза. Важно терпение - как бы долго ни подходили, терпеть и не открывать глаза. Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«СДЕЛАТЬ ЖЕЛАНИЕ РЕАЛЬНЫМ»_____________________

  Данное упражнение позволяет участникам осознать желания и те трудности, те шаги, которые необходи­мо сделать на пути к осуществлению этих желаний. Существуют внешние и внутренние препятствия. Что это может быть? Нужно затратить время, усилия, может быть, у нас есть какие-то другие желания, кон­фликтующие с этим (лень, вроде бы и не хочется...), возможно, желания других людей противоречат на­шим и т. д. Один из признаков зрелой личности - умение осознать и отсрочить свое желание, представить себе личную «цену» его осуществления. Важно уметь работать на перспективу, когда результат будет потом, а не сейчас. Выбирается доброволец, который хочет попробовать осознать и «воплотить» свое желание. Желание может быть любое. Например, воспитанник хочет поехать до­мой на выходные, но не решил, как ему этого добить­ся. Ему предлагается представить процесс достиже­ния, а именно: почему это пока не получается и как можно достичь желаемого. «Давай посмотрим, что нужно сделать: надо решиться, надо сказать воспитателю, надо сделать домашнее задание...» На каждое действие выставляется участник, который символизи­рует конкретный шаг. «А что тебе может помочь? Твое желание - один из помощников. Вот будет тебе один помощник». При встрече с препятствиями, помощник может посоветовать, что делать, как преодолеть эти препятствия. Например, посоветует, как поговорить с воспитателем, поможет решить задачу и т. п. Когда доброволец «проходит шаг», то есть преодолевает пер­вое препятствие, то этот «шаг» также становится его помощником. Таким образом, к концу упражнения, участник имеет уже большую поддержку от своих по­мощников.

После упражнения важно оказать поддержку главному участнику с тем, чтобы он смог перенести этот опыт в реальную жизнь.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ЛЕСЕНКА ПО ТЕРПЕЛИВОСТИ»________________________

Обсуждение. Проводится аналогично лесенкам на другие качества (см. стр. 48, 54). Часто ли в жизни приходилось терпеть? Часто ли в жизни приходилось быть активным, агрессивным? Что тебе легче, что труднее?

Обсуждение пословиц, поговорок, выражений. «Терпение и труд все пе­ретрут», «Терпи, казак, - атаманом будешь» или «Терпи, солдат, - генералом будешь», «Мое терпение лопнуло», «Терпение - это дерево, корни которого горьки, а плоды — очень сладки» (персидская пословица).

ЧЕСТНОСТЬ/ПРЯМОТА

И ВЕЖЛИВОСТЬ/УЧТИВОСТЬ

Две способности, выделенные Н.Пезешкианом, - вежливость и честность, взаимосвязаны. Существуют два способа реагирования на конфликты: вежливость/учтивость или честность/прямота. Эти два качества мы объединили в одну тему.

Вежливость в крайнем своем выражении - это способность подстроиться, сказать «да» ценой отказа от своих влечений или эмоциональной реакции страха. Честность мы рассматриваем как способность открыто бороться за свои потребности, быть самим собой и утверждать себя. Она может быть при­чиной агрессии [12, 13, см. Приложение].

Вежливость - понимается как скрытая агрессия на социум, социально обусловленное препятствие для проявления агрессии. Вежливость - это соблюдение форм и правил человеческого общежития. Есть определенные пра­вила, которые следует соблюдать. Преувеличенное требование вежливости, может спровоцировать отказ от агрессивных импульсов либо их подавление. Такого рода вежливость выдает внутреннюю неуверенность и комплекс не­полноценности. Вежливости всегда сопутствует и противостоит искренность и прямота. На вежливое поведение окружающие реагируют дружелюбно. Однако если вежливость достигается ценой слишком большого отказа от собственных желаний и убеждений, то впоследствии она оборачивается аг­рессией, которую, как правило, человек носит в себе. По методике Н. Пезешкиана 12-10 баллов - сверхдружелюбность, подхалимство, лицемерие, галантность, хорошие манеры, неспособность отказать, стремление «быть милым». 3—5 баллов - ранящая невнимательность, «как слон в посудной лав­ке», бестактность, дерзость (см. методику в приложении).

Честность/прямота - под этим мы понимаем открытое высказывание сво­его мнения, не обращая внимание на возможное влияние окружающей среды. 12-10 баллов - фанатичное стремление к истине, правдивость, откровенность, добросовестность, привычка не скрывать своего мнения, «что на уме, то и на языке», говорить, что думаешь, ничего не утаивать. 5—3 балла - неискренность, скрытность, ложь, избегание объяснений, замкнутость, ощущение, что чело­век «врет как по писаному».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«СЦЕНКИ ВЕЖЛИВОСТИ»______________________________

Обсуждение. Это ролевая игра. Детям предлагается разыграть не­которую ситуацию. Выбирается ситуация, в которой предполагается поступать вежливо, так как этого тре­бует общество. Например, в автобусе надо уступить место «старушке». Участники группы рассаживаются полукругом, входит «старушка» и по очереди обраща­ется к каждому участнику с просьбой уступить место. Участники группы могут отвечать кто как хочет. Ве­дущий может дать группе задание. Например: «Сей­час вы все должны быть вежливыми и заботиться о том, чтобы старушке было удобно ехать». Другое за­дание: «Вы будете все агрессивно настроены, может быть, у вас радикулит и сильно болит спина, может быть, вы беременны, а может быть, вам не нравится, что эта старушка слишком навязчива или вы просто не хотите уступать ей место». Еще одно задание: «На просьбу ста­рушки все, вежливо улыбаясь, говорят «нет». Каждый участник может попробовать побыть в роли старушки. Легко ли было быть вежливым пассажиром, отказывать, быть ста­рушкой? Легко ли было отвечать «Нет»? Какие ответы были наиболее агрессивными, а какие вежливыми? Что ты чувствовал? Как обычно ты поступаешь в жизни и что при этом чувствуешь?  

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ГОРОД ЛЖЕЦОВ И ГОРОД ПРАВДИВЦЕВ»______________

Обсуждение. Группа разбивается на 3-4 подгруппы. Одна подгруп­па будет жителями города лжецов, другая - жителями города правдивцев. И одна-две подгруппы будут отга­дывающими участниками, они выходят из комнаты. Жители городов договариваются, где расположен их город, как он выглядит, веселый он или грустный, ле­нивый или трудолюбивый, чем живет, то есть кто его жители - земледельцы, скотоводы и т. п. Затем при­глашаются отгадывающие. Они должны понять, с жи­телями какого города они разговаривают. Для этого дети могут задавать любые вопросы, надо только по­мнить, что жители города лжецов будут все время лгать, а жители города правдивцев будут отвечать толь­ко правду. Как ты догадался, что это город Лжецов (Правдивцев)? Легко ли было говорить все время правду (ложь)? Что ты чувствовал?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ЗАЙМИ СТУЛ»_______________________________________

  Одному участнику группы (добровольцу) нужно сесть на стул, который отгорожен несколькими стульями. После выполнения упражнения обсуждается, как действуют разные люди - обходят ли аккуратно препятствия или агрессивно отталкивают их.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«РАЗОЖМИ КУЛАК»___________________________________

  Выбираются два добровольца. Они садятся в центре круга. Один из них сжимает пальцы в кулак. Задача другого - сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. Задача первого - поступать в соответствии со своим желанием: он может разжать кулак, если ему захочется. После выполнения можно обсудить способы, которыми второй участник пытался влиять на первого. Была ли это просьба, хитрость,- сила, подкуп и т.д. Действовал ли он прямо, напролом или скорее хитро. Принимал ли он во внимание потребности и реакции другого. Хотелось ли первому участнику разжать кулак, что он чувствовал и что было для него убедительным: вежливая просьба или сила.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ПРОСЬБА - ОТКАЗ»__________________________________

Обсуждение. Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько может продержаться (в японском языке слова «нет» не существует). Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, решить задачу, пойти вместе погулять и т. п. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать (например, предложить свою помощь, внимание или закурить, украсть), второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет». Что понравилось, что было трудно? Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали, когда говорил «нет, нет, нет»? Бывает ли в жизни труд­но отказать?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«УЗКИЙ МОСТ»_______________________________________

  На полу ведущий чертит две длинные линии на неко­тором расстоянии друг от друга. Это будет мост. Вы­бираются два участника, которые идут с разных кон­цов моста. На середине они встретятся. Задачей каж­дого является дойти до конца моста. Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Ве­дущий обращает внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют вежливо разойтись или один другого столк­нет? Проводится обсуждение.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ГОВОРИМ ГАДОСТИ»_________________________________

Обсуждение. Группа делится на две команды, участники становят­ся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой команды отвечают на них ком­плиментами. Главное правило: говорить ровно, выдер­жанно, начинать с «Вы», добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо и с улыбкой. Мат не упот­реблять. Например, «Вы дрянь, сэр (мисс)». Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего га­дость, должен ответить ему комплиментом, в соответ­ствии с этими же правилами. Например: «Вы очаро­вательны, мисс». При несоблюдении правил команде присуждается штрафное очко. Что задевает, в каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ИСПЫТАНИЕ»_______________________________________

Обсуждение. Упражнение учит контролировать свою агрессию, не отвечать обидчику сразу. Участник, желающий пройти испытание, садится на стул в центре круга или напротив группы, ему надо сохранять молчание, чтобы он ни услышал. Другие говорят ему обидные веши, обзывают одну-две минуты. После этого ведущий оказывает поддержку участнику, например, говорит: «Молодец, выдержал, ты умеешь сдерживаться». Важно отслеживать время нахождения в центре участника, вовремя прервать, возможно, нужна будет большая поддержка, которую нужно обеспечить в конце занятия. Сложно ли было сдерживаться? Какие слова задевают сильнее, какой тон? Что помогало сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ДОРИСОВЫВАНИЕ ПОРТРЕТА»_______________________

Инструкция. Участники садятся по кругу, у каждого есть лист бумаги и карандаш. Все карандаши при этом разного цвета, таким образом, у каждого участника свой цвет карандаша. «Сейчас мы с вами будем рисовать необычный портрет. Каждый участник только начинает свой портрет, а дорисовывает его группа. Для этого по моему сигналу вы будете передавать свой портрет участнику, сидящему справа. Получив чужой портрет, вы его подрисовываете, каждый может подрисовать все, что ему хочется. По моему сигналу вы этот рисунок тоже передаете соседу справа. Таким образом, ваш портрет, сделав круг, вернется к вам. Вы получите ваш портрет, глазами группы. Так как у каждого из вас определенный цвет карандаша, вы можете понять, кто что нарисовал на вашем портрете. А сейчас возьмите свой лист бумаги я напишите свое имя, по этой надписи вы будете знать чей портрет у вас в руках и у кого какой цвет карандаша... Все написали? Начинайте рисовать свой портрет... Стоп! Передайте рисунок соседу справа». (И так далее). Вариантом этого упражнения может быть рисование одним и тем же цветом. Его можно провести после предыдущего. При обсуждении можно обратиться к тому, на каких рисунках более «приличные» портреты, т. е. какие рисунки более «вежливые» — когда знают, каким цветом ты рисуешь или когда не знают.  

Это упражнение может быть использовано и в качестве диагностического, так как хорошо проявляет отношения между участниками. В качестве иллюс­траций приводятся рисунки детей до проработки агрессии и после нее.

_____________________________________________________________

РИСУНОК «В КАКИХ ОДЕЖДАХ ХОДЯТ ПРЯМОТА И УЧТИВОСТЬ»________

  Лист делится на три части. В одной части детям пред­лагается нарисовать Прямоту/Честность, во второй - Учтивость/Вежливость, а в третьей - что ты возьмешь для себя из одежд Прямоты и Учтивости.  

Упражнение «Лесенка на вежливость», «Лесенка на ис­кренность» проводятся аналогично «лесенкам» на дру­гие качества (см. стр. 48).

_____________________________________________________________

ПРИТЧА «ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ВЕЖЛИВОСТИ» [12]________________________

  Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу после долгих лет супружества. Во время завтрака жена по­думала: «Пятьдесят лет я всегда была внимательна к своему мужу и всегда давала ему хрустящую верхуш­ку булочки на завтрак. Сегодня я, наконец, хочу сама насладиться этим лакомством». Она намазала себе маслом верхнюю часть булочки, а другую часть отда­ла своему мужу. Против ее ожиданий, он очень обра­довался, поцеловал ей руку и сказал: «Дорогая, ты доставила мне огромное удовольствие. Пятьдесят лет я не ем нижнюю, самую нежную часть булочки, кото­рую я больше всего люблю. Я всегда отдавал ее тебе, потому что ты ее так любишь».

_____________________________________________________________

ПРИТЧА «ПРИЧИНА ДЛЯ БЛАГОДАРНОСТИ» [12]_______________________

  «Мне нужны деньги, не можешь ли ты одолжить сто туманов?» - спросил один человек своего друга. «У меня есть деньги, но я их тебе не дам. Будь благодарен мне за это!» Человек сказал с возмущением: «То, что у тебя есть деньги, а ты не хочешь мне их дать, я, на худой конец, еще могу понять. Но то, что я тебе за это должен быть благодарен, это не только непонятно, это просто наглость». «Дорогой друг, ты попросил у меня денег. Я мог бы сказать: "Приди завтра". Назавтра я бы сказал: "Очень жаль, но сегодня я тебе их еще не могу дать, приди-ка послезавтра". Если бы ты опять пришел ко мне, я бы сказал: "Приди в конце недели". И так я бы тебя водил на нос до скончания века или, по крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь другой не дал бы тебе денег. Но такого ты бы не нашел, потому что только бы и делал, что ходил ко мне да рассчитывал на мои деньги. Вместо всего этого я тебе честно говорю, что не дам денег. Теперь ты можешь попытать счастья где-нибудь в другом месте. Так что будь мне благодарен!»

НЕЖНОСТЬ

Качество «нежность» отражает отношение к физическому контакту. По методике Н.Пезешкиана (см. Приложение) 10-12 баллов - зависимый, доверительный. 5-3 балла - страх прикосновения, зажатость, холодность, защищающийся. Проводить занятия на это качество лучше с достаточно подготовленной группой, как минимум, не первым качеством, к которому обращается группа. При проведении занятия качество актуализируется, важно, чтобы была возможность его отреагировать. Цель - почувствовать свой уровень нежности и обогатить свой опыт возможностями полюсов. Если кто-то очень нежен с нами и мы нежны, то может быть и зависимость от этого человека. Если нежность мало проявляется с данным человеком, то мы выступаем холодными, отстраненными. Важно взять правильный «слой» качества, верную глубину обращения к нему, соблюсти безопасность группы. Ведь нежность связана с телесным и сексуальным «Я». Прикосновение к ним обоюдоостро, так как может привести к стимуляции развертывания динамических процессов, к активизации психологических защит. Акцент безопаснее ставить на выборе человека - с кем мы можем проявлять нежность, а с кем - другой полюс этого качества. Нежность может проявляться в разных отношениях, В отношениях дружеских (суровая мужская дружба, крепкое рукопожатие, женская дружба, с нежными прикосновениями друг к другу), нежность к родным (братьям, сестрам, близкими нам взрослым), нежность в понятии «материнство». Такие же отношения могут возникать не с родным, но очень близким для тебя человеком. Можешь относиться к нему как к отцу, как к матери, как к родственнику. И то же может быть в партнерских отношениях.

Вариант трактовки - нежность и сексуальность в отношении родительс­ких позиций. То, чего не хватает детям-сиротам.

Нежность между мальчиком и девочкой, нежность между юношей и де­вушкой, между мужчиной и женщиной, старушкой и стариком - это разная нежность и в то же время у них одна основа.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ОБЪЯТИЕ» [27]______________________________________

Инструкция. Упражнение может использоваться и для «разогрева» группы в начале занятия. «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игруш­кам и, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным участникам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участво­вать в игре. Тогда все остальные не будут трогать это­го участника. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объя­тие будет доходить до вас, любой может добавить в него энтузиазма и дружелюбия».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ОТГАДАЙ ПРИКОСНОВЕНИЕ»_________________________

  Также способствуют созданию доверительной атмосфе­ры на занятии. Одному участнику завязывают глаза, пе­ред ним становятся три-четыре человека. Водящий дол­жен угадать, кто первым к нему подошел, кто задел руки, кто вторым подошел, кто дотронулся до лица и т.д.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«БЛИЗКИЙ КОНТАКТ»__________________________________

Обсуждение. Упражнение проводится с закрытыми глазами и мол­ча. Перед выполнением упражнения хорошо получить согласие группы на то, что нельзя открывать глаза и разговаривать до самого конца упражнения. Все ходят по комнате. Через некоторое время ведущий дает задание: «Протянуть вперед руки и искать себе пару - другие руки, не открывая глаз. Нужно исследовать руки другого человека». Через 2—3 минуты ведущий предупреждает, что через минуту нужно будет расстаться с руками. Участники расстаются, начинают ходить по комнате. После какого-то времени ведущий снова просит найти свою пару, ощупывая руки. «Когда убедитесь, что нашли своего партнера, можно открыть глаза». Как вы нашли себе пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с руками? Что почувствовали, какие были желания, когда узнали, что будете расставаться? Быстро ли нашли свою пару? Догадался ли, чьи это руки? Удивился ли, когда открыл глаза? Сожалели ли, что вам пришлось расстаться по окончании упражнения, или хотелось побыстрее убежать из контакта? Изменилось ли ваше отношение к этому человеку, своему партнеру, после и во время упражнения?

Интересно, что после выполнения этого упражнения, люди обычно чувствуют себя ближе друг к другу, это удивительный опыт нежности.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«РУЧЕЕК»____________________________________________

  Очень объединяющее упражнение. Одной группе участников завязывают глаза, а другая группа встает в две шеренги, образуя «коридор». Один из участников с завязанными глазами проходит по образовавшемуся коридору - его трогают за руки, касаются разных частей тела, так, что человек проходит в потоке рук и руки здороваются и прощаются с участником. Он встает в конец шеренги, а по коридору проходят другие участники.

Это упражнение хорошо выполнять под релаксационную музыку. В этом упражнении чувствуется и усиливается зависимость. При выполнении важно следить, чтобы прикосновения были легкими и нежными.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ»______________________________

Обсуждение. К стоящему участнику (водящему) подходит другой человек, и постепенно приближаясь, берет за руку и т. д. Когда это становится неприятно для водящего, он говорит «стоп». Водящий участник определяет, на каком расстоянии близости ему комфортно с этим человеком, возможно, он окажется на довольно далеком расстоянии от водящего. К водящему подходят по оче­реди все дети. Упражнение можно выполнять и в па­рах. Пары выбирают друг друга самостоятельно. Насколько один человек может быть близко к другому? Где проходит наша граница, насколько мы можем позволить другому подойти и проявлять себя?

Воспитанники детских домов, если им хочется установить контакт, часто не могут определить границу, не могут вовремя сказать «Стоп!». Важно уста­навливать границу с другими людьми, чтобы не чувствовать себя используе­мым, чтобы не допускать насилия над собой.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ НЕЖНОСТИ» [9]____________________

Инструкция. Обсуждение: «Представьте себе, что нежность живая, - что бы она делала с вами? Пусть каждый подумает, если бы не­жность меня гладила, то как бы она это делала?.. Если бы она держала меня за руку?.. Если бы она обнима­ла меня?.. Если бы она смотрела мне в глаза?.. А те­перь кто хочет повстречаться с нежностью? (Выби­рается доброволец, если желающих нет, доброволь­цем может быть ведущий.) Встань в центр круга. Пусть кто-нибудь из группы будет твоей нежностью и сделает то, что ты сейчас представлял. (В центре круга появляется «нежность».) Научи свою "не­жность", где должна быть ее рука, смотрит ли она в глаза, если она тебя гладит, то как движутся ее руки? Правильно ли она делает, нежность ли это? Покажи ей сам как нужно, как ты себе представляешь не­жность». Участники по очереди становится «нежно­стью» друг друга. Затем в центре круга может быть другая пара. Легко ли было проявлять свою нежность, чувствовал ли себя зажатым? Легко ли было принимать нежность, возникало ли чувство неловкости?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«МАТЬ И ДИТЯ» [9]____________________________________

Обсуждение: Это упражнение вызывает чувство глубокого контакта с другим человеком, затрагивается что-то очень глубокое, что очень трудно выражается словами. Участники делятся на две группы. Одна группа - «дети», они садятся в круг на корточки, обхватывают колени руками и пригибают голову. Они как бы имитируют «утробную позу» младенца. Вторая группа - «матери». Они садятся сзади «детей» на колени, обнимают их сзади. «Матери» начинают тихонько покачивать своих «детей», стараясь почувствовать, какой ритм и какая интенсивность покачивания наиболее комфортны и естественны для их пары. Через какое-то время «матери», двигаясь по кругу, меняют «детей», и все повторяется. Потом «дети» и «матери» меняются ролями. Что ты чувствовал, когда был «ребенком», «матерью»? С кем чувствовал себя наиболее комфортно? Испытал ли ты чувство нежности к кому-то из «детей», из « матерей»?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«ДЕТСКИЙ САД»______________________________________

  Это ролевая игра. Ребенок находится в детском саду. В это время «родители» обустраивают «дом», готовятся, затем забирают ребенка из детского сада и проводят с ним вечер. Сцена выполняется без слов. Остальные члены группы - зрители. Проводится обсуждение. Своими впечатлениями делятся зрители, а участники сцены слушают. Комфортно ли было ребенку? Как к нему относятся родители? Были родители отвергающими или заботливыми, что вы видели? Был ли нежен ребенок, зависим или отвергал родителей, в чем это выражалось?

Упражнение «Лесенка» - насколько я нежен или зак­рыт - проводится аналогично другим «Лесенкам» (см. стр. 48, 54). Крайние участники переговариваются.

АККУРАТНОСТЬ

Большинство воспитанников считают себя аккуратными и чистоплотны­ми (см. видео). Аккуратность, любовь к порядку, проявляется в полном соот­ветствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нужный момент. Полюса: 12-10 баллов - педан­тичность, стерильность, уборка; 5-3 балла - беспорядок, небрежность, «Со­дом и Гоморра», разбрасывать вещи и не убирать за собой.

Беседа об аккуратности. В чем выражается ваша аккуратность? Расска­жите, что вы делаете, как проявляется ваша аккуратность. Что вы делаете аккуратно потому, что вас заставляет воспитатель, директор, соседи по ком­нате, а что - для себя? Может быть составлен список дел, где проявляется аккуратность, и три (или больше) колонки, определяющие, для кого вы это делаете: для детского дома, для директора, для старшего воспитателя, для своего воспитателя, из-за наказания, за поощрение, для себя, потому что это приятно.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ_«МОЯ АККУРАТНОСТЬ»________________________________

Обсуждение: Упражнение выполняется по кругу. Начинает один из участников, он говорит: «Я очень аккуратный, потому что...» Нужно доказать конкретными делами, приме­рами свою аккуратность. Остальные или некоторые из участников высказываются по этому поводу: «Да, дей­ствительно ты аккуратный, потому что ты...» или «Нет, ты неаккуратный, потому что ты...» Каждый также дол­жен доказать свое утверждение конкретными приме­рами. Участник, про которого говорят, молчит. Затем о своей аккуратности говорит второй участник и т. д. Если есть участники, которые готовы заявить о своей неаккуратности, то можно провести два круга. Пер­вый в круге говорит: «Я аккуратный, потому что...», следующий в круге участник начинает со слов: «Я не аккуратный, потому что...» и т.д. Два круга проводит­ся для того, чтобы каждый мог назвать себя аккурат­ным и неаккуратным. Почему важно быть аккуратным, что хорошего в неаккуратности, когда полезно быть неаккуратным и нечистоплотным?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БЕГ СОРОКОНОЖЕК»_________________________________

Инструкция. Обсуждение. «Встаньте по росту, начиная с самого высокого. Теперь первый участник просовывает левую руку между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет его за руку правой рукой, а свою левую руку тоже п

Наши рекомендации