Личность подчиненного как объект управления

Г Л А В А 3

ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Г Л А В А 3

ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Личность подчиненного как объект управления

Понятие о личности в психологии.Личность человека всегда была и остается одной из самых инт­ригующих тайн, волновавших человечество. "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы, - писал известный русский философ Н.А.Бердяев. - Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинс­твенна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и зак­лючает в себе все".

Для всестороннего анализа этого социального феномена необхо­димо развести ряд понятий - "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность". Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бы­тия человека.

Человек- это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческо­му роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биоло­гического и социального. Как существо биологическое, он подчиня­ется биологическим и физиологическим законам. Как существо соци­альное - он часть социума и продукт общественного развития.

Личность подчиненного как объект управления - student2.ru Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела поя­вившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохожде­ния, структура мозга - потенциально развитый интеллект, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детёныша животного. Тем са­мым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии "индивид" (в отличие от детёныша жи­вотного, от рождения и до конца жизни называемого "особью").

В понятии "индивид" выражена родовая принадлежность челове­ка, то есть любой человек (и новорожденный, и взрослый на стадии ди­кости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) - это индивид. Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систе­му общественных отношений, которую он застает уже готовой. Даль­нейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического про­цесса.

Таким образом, личность- это самое главное в человеке, важ­нейший его социальный признак. Если человек - носитель самых раз­ных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесен­ность человека к определенному обществу, определенной историчес­кой эпохе, культуре, науке и т.д.

В отечественной и зарубежной психологической литературе су­ществует большое количество определений личности, зависящее от уровня развития личности или методологической позиции автора. На наш взгляд, одним из наиболее удачных является определение, дан­ное психологом А.В.Пет­ровским. Личностью в психо­логии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не дос­тупны.

Личность подчиненного как объект управления - student2.ru Личность каждого человека наделена только ей присущим соче­танием психологических черт и особенностей, образующих ее индиви­дуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она проявляется в чертах темпера­мента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображе­ния), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Несколько слов о происхождении самого слова "личность". Эти­мологический анализ в ряде языков дает любопытный результат. В русском языке слово "личность" восходит к корню "личина", маска, "накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском, personnalite во французском, personlichkeit в не­мецком языках - все эти термины происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersy - маска, характерная для бога потусторон­него мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", го­ворить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре. Маска при этом была выражением опре­деленного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось "гражданское" лицо. Позже, с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных.

Личность подчиненного как объект управления - student2.ru Следует сказать, что до сих пор понятие "личность" на Восто­ке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, ос­нованной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.), для которого лич­ностью был "благородный муж", то есть активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность - это, прежде всего индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно от­дающий себя служению обществу.

Различные научные подходы к рассмотрению личности. Особен­ности психолого-управленческого подхода. Как известно, личность изучают многие дисциплины, в частности уже известные нам социоло­гия и общая психология. Какова же специфика рассмотрения личности этими тремя дисциплинами?

Социология изучает личность не как индивидуальность, а как социальный тип. Её интересуют лишь те черты, которые схожи во многих людях, которые "привязывают" личность к группе. Например, в словосочетании "Менеджер Иванов", социологию заинтересует в большей степени первое слово. Другими словами, она обращается к проблеме личности через призму специфики общественных отношений. При этом имеется, что такие отношения строятся не на основе сим­патий или антипатий, а на основе определенного положения, занима­емого каждым в системе социально заданных функций и ролей.

Общая психология изучает личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и неповторимой уникальности личностных качеств. Она фокусирует свое внимание на индивидуальных внутрен­них механизмах и на различиях между индивидами. В уже упоминаемом словосочетании "Менеджер Иванов", психолога будет интересовать второе слово, то есть в чем психологическая конкретика этого Ивано­ва.

Личность подчиненного как объект управления - student2.ru Опоры лишь на социологический или общепсихологический подход явно недостаточно для того, чтобы научиться управлять личностью подчиненного. Ведь нас интересует не личность подчиненного вообще, а подчиненный как представи­тель определенной организации. Именно в ней он себя проявляет как личность, именно во взаимодействии с другими он способен заявить о себе и быть уверенным, что его голос будет услышан. Социальная психология изучает, прежде всего, человеческое поведение, обусловленное фактом включения людей в реальные груп­пы. Более того, для социальной психологии, в отличие от социоло­гии, важен результат взаимодействия, прежде всего в звене "лич­ность - малая группа", и в меньшей степени в звене "личность - общество". Ведь человек не просто "включается" в то или иное общество. Он закономерно входит в какую-то социальную группу. Через ее требования преломляются интересы и требования общества.

Именно группа определяет все общественные проявления личности, именно она в наибольшей степени конкретизирует требования общест­ва в своих требованиях. В уже приводимом примере для социальной психологии особый интерес представляет менеджер Иванов как член соответствующей организации, как прекрасный специалист, напарник Петрова и др. Главная задача социального психолога при этом - раскрыть конкретный механизм "вплетения" человеческой индивидуальности в ткань групповой жизни. Такой подход таит в себе немалую слож­ность. Дело в том, что нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, "продукт" этих социальных связей, а с другой сто­роны, их создатель. Личность подчиненного как объект управления - student2.ru Кстати, неслучайно поэтому один и тот же че­ловек в разных группах ведет себя по-разному. Таким образом, для социального психолога главным в изучении личности является изуче­ние взаимоотношений личности с группой, причем его интересует не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношений личности с конкретной группой.

Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психо­логию управления интересует как те или иные типологические осо­бенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психоло­гии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управ­ленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личнос­ти в этой сфере.

Кроме того, психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации; точнее, ее интересует резуль­тат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в орга­низации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управле­ния интересует менеджер Иванов, прежде всего как руководитель со­ответствующего подразделения организации, как подчиненный Петро­ва. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме моти­вации личности к успешной деятельности в интересах организации. Особое внимание акцентируется на личности руководителя, на необ­ходимых личностных качествах.

Таким образом, главная сфера приложения сил психологии уп­равления - исследование всей сложности проявлений участия лич­ности в управленческих отношениях, управленческой деятельности.

Структура личности подчиненного. В структуре личности выделя­ют следующие составные части:

· психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

ü познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, во­ображение,, речь, внимание);

ü эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

ü волевые, определяющие саморегуляцию деятельности.

· психические состояниякак характеристика психической ак­тивности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

ü положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

ü отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.).

· психические образования как продукты психической активнос­ти человека. Ведущими психическими образованьями принято считать знания, умения, навыки, опыт.

· психические свойства как самое важное в человеке, его сис­темное качество. Выделяют следующие психические свойства:

ü самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире ("Что такое "Я"?");

ü направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений ("Чего хочет человек? К чему он стремится?");

ü способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности ("Что может человек?");

ü характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности ("Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?");

ü темперамент, то есть природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов ("Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?").

Для успешного управления деятельностью подчиненных необходимо учитывать различные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчиненного является его темперамент. Со времен Гиппократа и Галена известны четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Прежде чем дать характеристику каждому типу, выскажем ряд предваритель­ных замечаний:

· во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны прояв­ления всех четырех типов темперамента, однако, какой-то один из этих типов доминирует;

· во-вторых, темперамент как врожденное свойство малоизмен­чив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненных справляется лучше всего;

· наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темпера­мента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

В качестве иллюстрации к различным типам темперамента расс­мотрим следующую ситуацию. Четыре работника опоздали на очень важное сове­щание. Холерик будет пытаться, во что бы то ни стало прорваться на совещание. Его искренне будет возмущать поведение секретаря-рефе­рента руководителя, не позволяющего войти в кабинет. С упорс­твом, достойным лучшего применения, холерик будет эмоционально объяснять, почему же ему так нужно попасть на совещание.

Сангвиник, одарив очаровательной улыбкой секретаря, попыта­ется непринужденно проследовать в кабинет, где проходит совеща­ние. Препятствие в виде секретаря заставит его попытаться зайти еще раз, а затем повернуться и без возражений покинуть приемную, подумав "Не получилось, ну и бог с ним. Зайду на перерыве".

Флегматик, столкнувшись с проблемой сильно расстраиваться не станет, неторопливо и спокойно вернется к прерванным делам и будет продолжать их скрупулезно выполнять.

Меланхолик будет очень переживать по поводу своего опоздания и предпринимать слабые попытки попасть на совещание ("попытки", потому что он должен быть на совещании, а "слабые" потому что, по­явившись на совещании, ему придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он будет переживать о возможных последс­твиях своего опоздания.

Дадим краткую характеристику каждого типа темперамента. Жизненным принципом холерика будет девиз "Ни минуты покоя". Для него характерны энергичность, увлеченность, страстность, це­леустремленность, подвижность. Для него обычно не характерна зло­памятность. Устроив разговор на повышенных тонах, холерик уже че­рез полчаса способен беседовать с вами, как ни в чем не бывало. Беда в том, что вы не успеете за это время прийти в себя. Но это уже, как говорится, ваши проблемы. Вместе с тем, холерик может отталкивать окружающих своей вспыльчивостью, агрессивностью, не­терпением, несдержанностью, конфликтностью.

Для холерика в наибольшей степени подходит работа без излиш­ней мелочной регламентации и шаблонов; работа, допускающая импро­визацию. В отношениях с холериком недопустима резкость, несдер­жанность. Любой его проступок должен быть требовательно и спра­ведливо оценен.

В отношениях с сангвиником руководитель должен руководство­ваться принципом "Доверяй, но проверяй". Представители этого типа темперамента обычно отзывчивы, увлечены, общительны, подвижны, жизнерадостны. Причем эта жизнерадостность и жажда жизни у них видна каждому, достаточно увидеть искреннюю улыбку, которой оза­ряется все вокруг ("посмотришь на сангвиника, и жить хочется!", говорил один из моих обучаемых).

Вместе с тем сангвиников зачастую отличает зазнайство, разб­росанность, то есть он может начинать много дел, не доводя ни одного из них до конца, легкомыслие, необязательность, сверхобщитель­ность. Он контактный собеседник и практически с каждым быстро находит общий язык. Беда в том, что он не замечает, того, что уже надоел своей контактностью и общительностью. Представим себя пассажиром поезда, отправляющегося по маршруту "Москва - Минск". В вагон вместе с нами подсаживается пассажир-сангвиник. Подъезжая к Вязьме, наш попутчик перезнакомится с пассажирами всего вагона. Ближе к Смоленску он найдет среди попутчиков не только общих знакомых, но родственников. В конце концов, его общи­тельность приведет к тому, что в Орше часть пассажиров сойдет, хотя им нужно прибыть в Минск.

Сангвинику подходит подвижная работа со сменой видов дея­тельности и ритма. Ему нужно непрерывно ставить новые и по воз­можности интересные задачи, требующие сосредоточения и напряжения. Сангвиники требуют детального и частого контроля за своей деятельностью.

Ведущим принципом во взаимоотношениях с флегматиком может быть принцип "не торопи". Флегматика отличает постоянство, терпе­ние, самообладание, надежность, устойчивость в условиях экстре­мальных воздействий. Как правило, это люди раз и навсегда данного слова, которое они постараются сдержать во что бы то ни стало. Вместе с тем для них характерна медлительность, иногда безразли­чие к эмоциональным сторонам жизни, некоторая "толстокожесть". Кроме того, их отличает педантизм и подчеркнутая аккуратность.

Флегматик способен проявить свое лучшее "Я" на работе, тре­бующей медленных и плавных движений, стереотипных действий, по­рядка и пунктуальности. Его нельзя быстро переключать с одной за­дачи на другую. Флегматик требует к себе систематического внима­ния, но без понукания.

В отношениях с меланхоликом необходимо руководствоваться принципом "Не навреди". Его отличает высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, мягкость, способность к сочувствию. Он зачас­тую выступает эмоциональным лидером в группе. Это тот, кто сможет вас понять и просто выслушать. Однако для него характерна в целом невысокая работоспособность и высокая отвлекаемость на различные раздражители, мнительность, ранимость, замкнутость.

Меланхолик лучше всего справляется с работой, требующей относительно простых и стереотипных действий; работой, экстремальность в кото­рой сведена к минимуму. В отношениях с ним не допустимы не только резкость, но и повышенный тон, ирония. О проступке меланхолика лучше поговорить наедине, без привлечения вездесущей "обществен­ности". Положительно скажется на его отношении к работе своевре­менная похвала за успехи, решительность и волю.

Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знание его темперамента, сильных и слабых сторон составляет важ­ный резерв повышения вклада подчиненных. Изучение своих подчинен­ных требует серьезных затрат времени, но выигрыш получаемый при этом весомее совершенных затрат.

Наши рекомендации