Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму

С целью изучения сферы взаимоотношений ребенка с родите­лями и другими лицами чаще всего используются следующие про­ективные методики:

- методика Р. Жиля;

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;

- методика «Детский апперцептивный тест» (CAT);
-рисуночные методики — «Рисунок семьи», «Нарисуй себя»,

«Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и др.;

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

- методика «Два дома», методики самооценки «Лесенка» и «Оце­
ни себя», адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковской.

Проективная методика Р. Жиля в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой предназначена для исследо­вания социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенче­ских характеристик и черт личности. Использование наглядно-вер­бального подхода в работе с методикой позволяет применять ее при исследовании различных категорий детей, имеющих психо­физические недостатки.

Методики «Чернильные пятна» Г. Роршаха и CAT — наиболее распространенные проективные методики. По критерию ответной реакции они относятся к так называемым «тестам на структури­рование». Эти методики направлены на выявление таких аспектов личности ребенка, как индивидуальный когнитивный стиль, спо­собы аффективного реагирования и контроля, структура потреб­ностей личности, содержание конфликтных переживаний, аппер­цепцию Я и своего социального окружения. Особой ценностью предлагаемых методик являются такие характеристики, которые позволяют вскрыть в личности как взрослого, так и ребенка за­прещенные (социумом) или запрещаемые (им самим) мотивы.

Рисуночные методики применяют для диагностики особенно­стей восприятия ребенком характера семейных взаимоотношений. С помощью воспроизводимых в рисунке отношений в семье ребе­нок воссоздает собственное представление о характере отноше­ния к нему родителей и близких, проявляет свои переживания и ответные реакции на неадекватные формы устанавливаемых с ним контактов.

Методика С. Розенцвейга (детский вариант) позволяет выявить особенности поведения детей в конфликтных ситуациях, экстра-пунитивность и импунитивность реакций, уровень самооценки и притязаний.

Методики изучения особенностей личности

Родителей

Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с нарушениями развития) необходимо изучение их характерологических свойств.

В связи с этим задачи такого изучения могут включать:

- исследование личностных особенностей родителей детей с
нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных
и коммуникативных свойств;

- изучение характеристик их адаптационных механизмов, спо­
собности переносить длительный стресс;

- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а
также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, ак­
центуациям характера;

- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня
интегрированное™ семей данной категории;

- анализ результатов определения вида психокоррекционной
помощи каждой конкретной семье.

При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр лич­ностных характеристик индивида. К таким методикам (опросни­кам) относятся:

- MMPI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ,
Mini-Mult;

- методики многофакторного исследования личности Р. Кет-
телла (16 ФЛО — 187, форма А; 16 ФЛО — 105, форма С);

- методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда;

- методика определения «типа личности» и «вероятностных
расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса;

- методика Г.Айзенка — ЕРО;

- методика Г.Айзенка — EPI.

Перечисленные выше методики позволяют выявить характеро­логические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с вы­деляемыми в них шкалами, или факторами.

С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления се­мейного источника психической травматизации личности мо­гут быть использованы методики, предложенные Э.Г. Эйдемил-лером:

- методика «Семейно-обусловленное состояние»;

- опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);

- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;

- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;

- методика PART E. Шеффер и Р. Белла (блок I).

В случае выявления нарушений, близких к пограничным со­стояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида. Так, например, для подтверждения депрессивных или тревожных со­стояний у обследуемых целесообразно использовать следующие методики:

- методика определения уровня невротизации и психопатиза-
ции (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;

- методика измерения уровня тревожности Тейлора;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных со­
стояний Зунге;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных со­
стояний В. А. Жмурова;

- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;
-методика измерения ригидности;

- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;

- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ха-
нина.

Содержание этих методик представлено в сборнике «Практи­ческая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).

Из известных проективных методик, направленных на разре­шение поставленных выше целей, вероятностно используемыми могут быть:

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

- методика аутоидентификации акцентуаций характера по сло­
весным характерологическим портретам Э.Г.Эйдемиллера;

- тест М.Люшера;

- тематический апперцептивный тест;

- методика «Q-сортировка» В.Стефансона;

- методика «Тест описания поведения» К. Томаса.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера по сло­весным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера состав­лена на основании клинических описаний типов характера. Ис­пытуемому предлагается ознакомиться с содержанием карточек, на каждой из которых приведено содержание одного характеро­логического типа, и осуществить выбор карточки, наиболее соот­ветствующей своему характеру.

Восьмицветный «краткий» тест Люшера является специальным психологическим инструментом для диагностики фрустрацион-ных ситуаций и степени проявления напряженности и интенсив­ности стресса.

Методика «Q-сортировка» В.Стефансона используется для изу­чения представлений человека о себе самом. В соответствии с за­мыслом автора она выявляет шесть тенденций поведения челове­ка в реальной группе: зависимость —независимость; общитель­ность—необщительность, принятие борьбы —избегание борьбы.

Методика «Тест описания поведения» К. Томаса направлена на изучение поведения человека в конфликтных ситуациях. Модель урегулирования конфликтов представлена Томасом в виде двух составляющих — кооперации и напористости. Выделены и спосо­бы урегулирования конфликтов.

Наши рекомендации