Методики изучения родительско-детских отношений

Задачами этого направления диагностики являются:

- установление типа родительско-детских отношений и при­
чин их нарушений;

- изучение динамики родительско-детских отношений под воз­
действием коррекции;

- определение модели семейного воспитания.

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком мо­жет быть изучен с помощью следующих методик:

- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок II);

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и
В. В. Столина;

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), ва­
рианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых от­
ношений «Социометрия» Дж. Морено.

Первые пять методик направлены на выявление различных ва­риантов особенностей родительских установок во взаимоотноше­ниях с их детьми.

Методика PARI E.Шеффер и Р.Белла определяет родитель­ские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике вы­деляются следующие критерии:

- понимание родительской позиции как оптимальной;

- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как пра­
вомерных;

- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;

- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отно­шений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельно­сти и социально-психологическую совместимость членов кон­кретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).

Процедура психологического исследования

Семьи

В процедуре психологического изучения семьи можно выде­лить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направ­ление представлено комплексным экспериментальным изучени­ем проблем семьи.

Рассмотрим содержание первого направления.

Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходи­мого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два под-этапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.

Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление пони­мания проблемы в формулировке психолога.

Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику со­стояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствую­щими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавлива­ет доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серь­езное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — не­
послушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);

- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся боль­
ными братом или сестрой, стесняются их);

- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду,
на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они
не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или при­
стально, с повышенным интересом рассматривают его физиче­
ские недостатки);

- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях
бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его,
в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка
не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны
больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по
отношению к бабушке и дедушке);

- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду,
в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, зани­
жает возможности их ребенка);

- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии, — неполные);

- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или приня­
тие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);

- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка
к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, воз­
можно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отече­ственной дефектологической науке традиционного подхода. В за­висимости от степени выраженности нарушений в интеллек­туальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сфе­рах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личност­ных черт больного ребенка.

Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объектив­ного анализа данных. Практика показывает, что реальная форму­лировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптималь­ные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

- правильный выбор программы обучения и типа специаль­
ного (коррекционного) образовательного учреждения для ре­
бенка;

- организация коррекционной работы с ребенком в домашних

условиях;

- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклоне­
ниями в развитии;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми чле­
нами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);

- изменение позиции родителей относительно «бесперспектив­
ности» развития их ребенка;

- установление позитивного климата и адекватных взаимоот­
ношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечислен­ных выше направлений.

Последний этап посвящен подведению итогов первичного пси­хологического исследования семьи. Одновременно психолог изуча­ет на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.

Следует учитывать, что для достижения понимания интерпре­тации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходи­мо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетво­ренность результатами консультирования, особенно если их по­зиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить ро­дителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической про­цедуры по отношению к ним самим.

Организация и проведение комплексной личностной и семей­ной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитываю­
щей ребенка с нарушениями развития.

2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями
проблемного ребенка?

3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи,
воспитывающей ребенка с нарушениями развития.

4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологиче­
ского изучения семьи ребенка с нарушениями развития?

Литература

Основная

Альманах психологических тестов. — М., 1995.

Бурлачу к Р. Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. — Киев, 1989.

19 2589 289

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Самара, 1998.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова­нии. - М., 1995.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.

Дополнительная

Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования: Учебное пособие. — М., 2002.

Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4.

Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогиче­ской помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. — 1999. — № 3.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Примерная программа дисциплины

Наши рекомендации