Социально-психологические типологии личности
Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.
Типология включает три уровня:
1) низкий уровень:
а) рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;
б) аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;
в) активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);
2) средний уровень:
а) непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));
б) практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);
3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.
Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.
Выделяется шесть основных типов:
1) теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;
2) экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;
3) эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;
4) социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;
5) политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;
6) религиозный человек – основным считает высшие ценности души.
Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:
1) личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;
2) личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;
3) личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;
4) личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.
Типология по «социометрическому статусу» в группе:
1) «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью;
2) «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов;
3) «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов;
4) «пренебрегаемый» – человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;
5) «изолированный» – индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;
6) «отвергаемый» – член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, – получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).
Содержание процесса социализации
Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.
Параметры социализации:
1) содержание процесса социализации:
а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
б) формирование социальных установок и убеждений;
в) вхождение индивида в социальную среду;
г) приобщение индивида к системе социальных связей;
д) самоактуализация «Я» личности;
е) усвоение индивидом социальных влияний;
ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и
взаимодействия с их членами;
2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:
а) сфера деятельности;
б) общения;
в) самосознания;
3) источники социализации:
а) передача культуры через социальные институты;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
4) факторы социализации:
а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
в) фактор собственной социальной активности человека.
5) механизмы социализации:
а) имитация, подражание;
б) идентификация;
в) руководство и др.
6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).
Основные социально-психологические условия социализации:
а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;
б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;
в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;
г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;
д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;
е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;
ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.