Общение и деятельность. Структура общения.
Личность, с одной стороны, является «продуктом» социальных связей, а с другой стороны, создает эти связи.
Виды отношений:
— общественные отношения (между группами),
— межличностные отношения (между индивидами).
Суть общественных отношений в том, что взаимодействую не конкретные личности, а конкретные социальные роли (взаимодействую индивиды, как представители различных групп).
Социальная роль – определенное положение, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений (отец, бухгалтер, строитель, ученый и т.д.). Общество может одобрять/неодобрять какие – то социальные роли, при этом оценивается не сам субъект, а его деятельность.
Каждый человек имеет несколько социальных ролей. Индивид усваивает роль и при этом исполняет ее на свой «манер», у роли нет четкого шаблона для ее исполнения – понятие стиля исполнения роли.
Стиль исполнения роли лежит в основе межличностных отношений.
Общественные отношения как бы реализуются в виде межличностных отношений. Сами общественные отношения безличные, это только заимодействие ролей.
«Межличностная роль» — положение человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности («рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д.).
Межличностные отношения строятся на основе чувств. Выделяют конъюктивные (объединяющие) и дизъюктивные чувства (разъединяющие).
Межличностные отношения строятся на основе чувств и на основе деятельности. Межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью – это, по сути, общестсвенные отношения.
Метод исследования межличностных отношений – социометрия (выявляются симпатии и антипатии членов группы по отношению друг к другу).
В отечественной психологии общение ≠ коммуникации.
В социальной психологии исследуется общение как реализация межличностных отношений, а в социологии как реализация общественных отношений.
Человек одновременно реализует и безличные и личностные отношения. Например, продажа товара на рынке: обмен деньгами (безличные отношения), разговор с покупателем (личностные отношения).
Общение=взаимодействие.
Структура общения:
— Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком смысле слова) – обмен информацией между общающимися индивидами.
— Интерактивная сторона – организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.
— Перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения. Способы передачи информации:
1) Вербально (устная и письменная речь).
2) Невербально (проксемика, кинесика (мимика, пантомимика, зрительный контакт, поза)).
3) Паравербально (темп, тембр речи, интонации, паузы).
4) Экстравербально (вздохи, слова – паразиты, междометия).
Функции общения:
1) Формирующая (представление о себе, других людях, о мире).
2) Прагматическая (организация внутригрупповой и др. деятельности).
3) Функция конформации (У. Джеймс, принятие нас как личности другими индивидами).
4) Поддержание межличностных отношений.
5) Общение со своим внутренним Я.
Теории соотношения общения и деятельности:
1) Общение=деятельность (Г. Тард?).
Реализуется структура деятельности: есть мотивы, цели и т.д.
2) Общение ≠ деятельность (Э. Дюркгейм).
Деятельность направлена на удовлетворение потребности, в деятельности есть субъект и объект. В общении субъект – субъект.
Э. Дюркгейм противопоставлял общение и деятельность. У него общение – это только духовное речевое общение.
3) Общение+деятельность (отечественная психология).
Общение – это часть деятельности и способ ее организации. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
4) Общение – это вид деятельности.
Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности:
— общение – коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и, особенно, в подростковом возрасте (Эльконин).
— общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).