Методология и методы социально-психологического исследования.
Метод исследования – это способ поиска новых знаний и установления фактов.
Методология – это система принципов научного исследования.
Критерии научности:
1) имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;
4) его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.
МЕТОДОЛОГИЯ – ТРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОДХОДА:
1) Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы. Для социальной психологии необходимо понимание соотношения общества и личности.
2) Частная (специальная) методология— совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный для более узкой сферы знания.
Бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, деятельностный подход.
3) Методы и методики — совокупность конкретных методических приемов исследования (методика).
Требования к методам:
— валидность данных (метод измеряет именно те характеристики, которые планируется измерять);
— устойчивость данных (воспроизводимость и однозначность результатов);
— точность данных (чувствительность методов измерения);
Методы исследования:
— сбор данных:
1) наблюдение; проблема в интерпретации протокола, проблема выделения наблюдаемых единиц, сколько времени нужно для фиксации опредленных явлений.;
2) изучение документов (например, контент – анализ). Контент – анализ – анализ содержаний. В тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Выделения единиц текста зависит от позиции исследователя, от уровня его способностей, его компетентности;
3) опросы (анкетирование, интервью, экспертное интервью (информация о предмете в определенной области), глубинное интервью (факты из биографии, исследование жизненного опыта)); как составить вопросы, так чтобы получить именно желаемую информацию, в интервью проблема воздействия интервьюера и респондента на результаты;
Фокус – группа – глубинное групповое интервью некоторой целевой аудитории, исследуется отношение к товару или услуги и т.д..
Социометрия (Джекоб Морено): исследование эмоционально-психологических отношений в малой группе; опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия/неучастия в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
4) тесты (бывают личностные и групповые); проблема тестов в том, что они обычно охватывают какую – то одну черту личности, в виду этого разрабатываются специальные тесты.
IAI (имплицитный ассоциативный тест) – используется для обнаружения скрытых стереотипов; испытуемым предлагают отнести слова к одной из двух категорий, каждая из которых содержит два ключевых слова на выбор. Например, отнести ряд слов к одной из двух составных категорий («библиотекари либо интеллект» и «тореадоры либо жестокость»), потом категории перемешиваются.
Тест Кеттела: личностный опросник, который оценивает индивидуальность по 16 факторам (замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность – экспрессивность и т.д.).
Тест MMPI (миннесотский многоаспектный личностный опросник): включает клинические шкалы (маскулинность – феминность, шкала депрессии, шкала истерии, шкала социальнйо интроверсии и др.) и оценочные шкалы (например, шкала лжи).
5) эксперимент (лабораторный и естественный).
— обработка данных:
1) кодирование
2) математические и статистические методы
— анализ данных
1) количественные данные (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный и кластерный анализ, математическое моделирование),
2) качественные данные (интерпретация, математическое кодирование, дискурс анализ).
Методы воздействия:
— формирующий эксперимент;
— тренинг (с группой);
— коучинг (индивидуальный тренинг): метод консультированияи тренинга, коуч не дает советов, а ищет их вместе с клиентом;
— т – группа (группа тренинга): малая группа, которая создается для обучения навыкам межличностного общения; это обучение посредством переживания опыта; лидер выбирается внутри группы, тренер им не является.