Педагогические конфликты и их профилактика.
В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений.
Среди особенностей пед.конфликта можно выделить следующие:
1. ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
3. разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
4. различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
5. присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.
Пед.конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные.
Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д. Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях: с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе; с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика; с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.
Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Памятка учителю по профилактике конфликтов
1. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции.
2. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
3. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика
4. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
5. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
6. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
Персональные взаимоотношения людей.
Виды персональных взаимоотношений:
Аффилиация
Аффилиация стала одним из первых предметов специального исследования для социальных психологов. Существуют разные определения этого явления, но чаще всего она понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.
Позитивно понимаемая аффилиация иногда обозначается как «стремление к людям», а негативно определяемая — как «боязнь людей» или «боязнь быть отвергнутым (людьми)». Обе эти формы аффилиативного социального поведения считаются относительно независимыми друг от друга и фактически выступают как противоположно направленные. Доказано, что они действительно существуют как статистически не связанные друг с другом, однако, присутствуя в сознании и поведении одного и того же человека, они порождают в его психологии и поведении очевидный, трудноразрешимый конфликт.
Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей, однако, интересует происхождение, или генезис, данных мотивационных тенденций и, следовательно, аффилиации как формы социального поведения и ею мотивации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что в соответствующих исследованиях они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.
Привязанность
Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является поведение, обозначаемое термином «привязанность», которая определяется следующим образом. Привязанность, во-первых, может обозначать тесную эмоционально положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми. В таком ее определении привязанность относится не только к детям, но и ко взрослым людям. Во-вторых, привязанность может пониматься как реальная эмоциональная связь, образуемая между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. К людям, к которым он привязан, ребенок предпочитает обращаться в трудные минуты жизни. Их он совершенно не боится и рядом с ними не испытывает никакого чувства страха. Если же чувство страха у него уже возникло, то в присутствии тех людей, к которым у него имеется привязанность, этот страх исчезает. Ребенок больше всего поддается влиянию людей, к которым более всего привязан, и именно им он всегда старается подражать. Будучи в отдалении от этих людей, он испытывает чувство страха, беспокойства и тревоги.
Виды привязанности:
Личная (непосредственная) привязанность — это особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека. Транзитивная, или опосредствованная, — это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.
Надежной называют разновидность личной эмоциональной привязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку). Ненадежной называют привязанность одного человека к другому, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности.
Три характерных стиля привязанности.
1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привязаны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в условиях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.
2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений.
3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его отличает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отношений между привязанными друг к другу людьми.
Дружба
Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовности людей в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения всегда бескорыстны. В них люди получают удовольствие от того, чтобы доставлять приятное друг другу. Нельзя, однако, утверждать, что дружба представляет собой лишь такие взаимоотношения людей, задача которых состоит только в доставлении удовольствия от общения друг с другом. Дружба представляет собой многоцелевой и очень полезный для людей вид человеческих отношений.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Нормы и правила, которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, способность и умение понять друг друга, готовность всегда прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохранения связывающих их более глубоких чувств.
В межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, то есть идет от души.
Вначале отношения между людьми носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно дружеские взаимоотношения. Для того чтобы стать полноправным участником таких взаимоотношений, человек как личность должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 15-16 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отделяются еще более близкие отношения любви. При этом, однако, дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам, сохраняясь иногда в течение всей жизни человека.
Если у юношей и девушек дружба содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых людей дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые, кроме общности личностных и интеллектуальных качеств, обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений.
С возрастом и с повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая творческую работу. В истории науки, литературы, искусства, экономики и политики известно немало примеров того, как друзья сохраняли свои отношения и переносили их в сферу общей профессиональной деятельности.
Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тяжелых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жизни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей называют друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существование тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.
Любовь
Любовь — это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, то есть поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этою, гам не может быть и настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживания своеобразного психологического тождества с ним.
Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Его любовь свои благодатные качества распространяет на других окружающих людей.
Виды любви:
· Братская — это любовь между равными, одинаково распространяемая
человеком на всех близких ему людей.
· Материнская любовь — любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.
· Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Этот вид любви, в отличие от двух предыдущих, является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.
· Любовь человека к себе как ценность до недавнего времени находилась в полном пренебрежении в нашей научной литературе из-за господства идеологии, исключительно ориентированной на общественный идеал.
· Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова является универсальной и всеобщей, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает высшую добродетель.
Можно выделить и разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Еще одна разновидность — фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, в любовь-поклонение, в любовь-обожествление. Наконец, - сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы.
Альтруизм
Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям всегда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, пи вознаграждения.
Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные». В первых утверждается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, которую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно.
Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. Следствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически.
В большинстве современных культур принято считать мужчин сильным, а женщин — слабым полом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситуациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруистически по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчине требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщины. Это — мотивация альтруизма, основанная на тендерных различиях.
Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и пожилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявляется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь.
Власть
Существует немало различных определений мотива власти, но во всех этих определениях подчеркивается внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что происходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками. Другими словами, мотив власти выражается в явном желании человека руководить, управлять, повелевать, распоряжаться людьми, контролировать их поведение, решать за них их судьбу.
Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются. Такие люди всегда стараются занимать руководящие посты, являются активными участниками различных политических движений и общественных организаций, причем, участвуя в их деятельности, обычно не довольствуются ролью рядовых членов, а стремятся возглавить соответствующее движение или организацию. В социальных группах и коллективах, к которым эти люди принадлежат, они стремятся стать лидерами и сохранить за собой это положение.
Впервые на существование у человека мотива власти как отдельной потребности обратили внимание А. Адлер, Э. Фромм, Г. Меррей, Д. Ве-рофф. А. Адлером этот мотив был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения вообще. Стремление и получение власти над людьми, по Адлеру, особенно выражено у тех, кто имеет комплекс неполноценности. Использование власти, по Адлеру, способно нейтрализовать, устранить этот комплекс. Человек, получивший власть над теми, по отношению к кому он раньше испытывал комплекс неполноценности, избавляется от него, так как теперь он этих людей явно превосходит и не он, а они должны ему завидовать.
Вражда и агрессивность
Отношения типа вражды и агрессивности можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и отмеченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.
Причины возникновения вражды и агрессивности:
Главныйобъективный фактор — несовместимость интересов людей, обусловленная тем, что во многих случаях жизни одни невольно становятся причиной нарушения интересов и неудовлетворения потребностей других, по данной причине вызывают спровоцированные или неспровоцированные враждебные действия противников и сами отвечают на них. Один из субъективных факторов вражды — интеллектуальные и личностные индивидуальные различия людей, которые зачастую ведут к непониманию друг друга. Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить. Агрессивностью не называется вынужденная, ответная защитная реакция на угрозу или совершение наносящих вред действий в отношении того человека, который сам агрессивно ведет себя по отношению к другим людям. Агрессивным называют человека, который проявляет невынужденную, неслучайную, морально не оправданную, не вызванную объективными обстоятельствами, например необходимостью самообороны или защиты других людей, склонность нападать на людей, оскорблять их словом и делом.
Причины порождения агрессивности - неправильное воспитание, напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека, неблагополучный личный опыт жизни, частые фрустрации, повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге (о нем будет несколько слов сказано ниже), и рядом других причин.
Объектом агрессивного поведения человека может оказаться он сам, и тогда враждебные действия называют аутоагрессией. Его агрессивные действия могут быть направленными на других людей, и в этом случае чаще всего используют термин «агрессия».
Виды агрессии.
Враждебная агрессия проявляется в том, что связанные с ней действия и высказывания человека преследуют цель причинения кому-либо вреда Инструментальной называют агрессию, которая не является самоцелью и выступает как средство достижения какой-либо иной цели.
В психологических словарях называются и другие виды агрессии:
· Альтруистическая агрессия представляет собой агрессивные действия, предпринимаемые из благих побуждений.
· Агрессия, вызванная страхом, представляет собой агрессивные действия, порожденные чувством страха и стремлением избавится от него.
· Индуцированной называется искусственно, преднамеренно вызванную агрессию.
· Смещенная – представляет собой агрессивные действия, направленные против лица или объекта, которые не являются первопричинами возникновения агрессивного поведения.
· Трансактной называют агрессию, возникающую и усиливающуюся в результате непрерывной последовательности активных и взаимно подкрепляющих друг друга насильственных действий людей, которые они совершают в отношении друг друга (агрессивные акты в данном случае выступают в качестве реакции на проявление агрессивности со стороны партнера).
· Территориальной называют агрессию, цель которой состоит в защите территории живого существа от посягательств на нее других живых существ (животных или человека). Речь идет о защите территории, которую, например, человек рассматривают как свою, как принадлежащую ему по праву.
Мотивация агрессивности, как выяснилось, может быть как биологической, так и социальной. Биологическая мотивация агрессивности предполагает наличие определенных генетических или органических предпосылок к проявлениям таких, которые заложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами. Предполагается, что в этом случае проявление агрессивности человеком мало зависит от того, как устроен и функционирует его организм, а определяется тем, что происходит с ним и вокруг него в обществе.
Беспомощность
Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них условных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары электрического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удерживающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, однако в его собственной лаборатории исследования беспомощного поведения не получили продолжения.
Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порождается его собственными, индивидуальными особенностями. В качестве ситуационных причин беспомощного поведения могут выступать:
· возникновение обстановки, в которой человек не в состоянии найти удовлетворительный выход из создавшегося положения дел;
· появление ситуации, в которой человек не может разобраться, хотя эта ситуация потенциально содержит в себе возможность выхода из нее
В действительности ни одна из рассмотренных выше теорий агрессии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количество исключений.
Одиночество
Представление об одиночестве связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.
Одиночество — это тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны.
Три типа одиночества:
· Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
· Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества.
· Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр.
Способ реагирования человека на одиночество — депрессия или агрессия — зависит от того, как сам человек объясняет свое одиночество. При внутреннем локусе контроля у него чаще возникает депрессия, а при внешнем — агрессия. Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и повышенная самокритичность только способствует усилению этих самоуничижительных чувств.
Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных последствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.
Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству.