Работа с учебником и изучение научной литературы
По социальной психологии
Учебник является основным и ведущим видом учебной литературы, где систематически излагается материал на современном уровне достижений науки и на доступном студенту языке. Классическим примером учебника по социальной психологии является учебник для студентов высших учебных заведений, написанный профессором, доктором психологических наук, заведующей кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ Г.М. Андреевой. Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии. В нем излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности), характеризуется предмет социальной психологии, исторические вехи ее развития, методология и методы исследования. Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого служения определенному политическому режиму. Этой же идее следует краткий обзор современных теоретических ориентаций в зарубежной социальной психологии. Рекомендуемая литература приведена так, что непосредственно цитируемые монографии и статьи из сборников даны после каждой главы, что облегчает их поиск по интересующей проблеме. Эту же задачу выполняет именной указатель, с помощью которого можно ориентироваться в тексте учебника. Некоторые учебники по социальной психологии имеют предметный указатель, включающий основные понятия и термины, содержащиеся в тексте.
Принципиально различаются между собой отечественные и американские учебники по социальной психологии. Если обратиться к форме изложения материала в американских учебниках по социальной психологии (а это, в первую очередь, «Социальная психология» Д. Майерса и «Психологические законы поведения человека в социуме» Э. Аронсона, Т. Уилсона и Р. Эйкерта), то она приближена к потребностям студента и изобилует историями из жизни, экспериментами и иллюстрациями, делающими материал более живым. В отечественных учебниках, как правило, использована проблемная форма подачи материала, которая отражает путь развития социальной психологии как сложной науки.
В целом предлагаемые учебники для освоения курса социальной психологии соответствуют необходимым требованиям к учебным изданиям и служат неким путеводителем для дальнейшего изучения данной науки.
Следует отметить, что учебник – далеко «не вся наука», а лишь первая ступень. Необходимо подчеркнуть связь между содержанием учебника и научными книгами и статьями, являющимися для учебника первоисточниками сведений. С учебника начинается серьезное знакомство с научной психологией.
Главная составляющая часть системы самостоятельной работы студента – чтение рекомендованной научной литературы. Обратим внимание на общие рекомендации по работе с психологической литературой.
1. Читать подобную литературу нужно не книгу за книгой, а по принципу взгляд, идея, теория в одной, в другой, в третьей и т.д. книгах. Это значит, что научная идея, изложенная в одной книге, может быть развита, конкретизирована в другой, а в третьей подвергнута аргументированной критике. И подтверждение, и опровержение научных выводов одинаково полезны студенту для понимания развития этой научной идеи.
2. Изучение психологической литературы не ставит перед студентом задачу заучивания прочитанного. Чтобы хорошо ориентироваться в литературе, недостаточно надеяться только на свою память. Поэтому рекомендуется поэтапное чтение первоисточника с последующим конспектированием прочитанного. При первом чтении статьи (или ее фрагмента) выясняется ее структура и главное содержание, заключение и выводы. При повторном чтении выделяется главная мысль и основные положения, выдвигаемые автором статьи, производится их анализ и осмысливание. Также при повторном чтении следует вести запись прочитанного, обязательным требованием к которым надо считать определенную систему и краткость. Конспекты в случае необходимости могут дополняться различными сведениями из справочной литературы (психологических, энциклопедических и других справочников, словарей, сборников документов и др.). Эту информацию, основные мысли, ключевые понятия, новые термины рекомендуется выносить на поля конспекта, которые принято оставлять слева шириной в 1/3 страницы.
3. Изучение литературы органически связано с изучением лекционного материала, чтением учебника по данной проблеме.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Изучаемые вопросы | К-во часов | Формы самостоятельной работы | Методич. обеспечение | Форма отчетности |
История развития социальной психологии | Конспектирование первоисточников; Составление таблицы | Т.Шибутани «Социальная психология»; Учебно-методический комплекс | Индивидуальное собеседова-ние по конспекту | |
Предмет социальной психологии | Аннотирование периодических изданий | Учебно-методический комплекс | Аннотация статьи по теме | |
Методы социальной психологии | Письменное решение задач | Учебно-методический комплекс | Домашняя контрольная работа | |
Психология общения | Подбор психотехнических упражнений развития коммуникативных умений. Доклады. | Учебно-методический комплекс | Защита комплекса упражнений | |
Социально-психологические проблемы малой группы | Изучение темы «Семья как малая социальная группа» | Литература в учебно-методическом комплексе | Собеседова-ние Контрольная работа | |
Психология больших социальных групп | Составление картотеки научной психологической литературы и материалов периодической печати по проблеме терроризма | Учебно-методический комплекс | Собеседование по картотеке публикаций. | |
Социально-психологические проблемы личности | Разработка проверочного теста по теме. Психологическая характеристика студента | Учебно-методический комплекс | Проверка тестов, характеристик Контрольная работа | |
Конфликт как социально-психологическое явление | Разработка проектов деятельности психолога по управлению педагогическим конфликтом. | Учебно-методический комплекс | Защита проектов по управлению конфликтом. |