Советы психолога развивающейся личности

Для достижения самореализации, т.е. самосовершенствования себя как личности желательно следовать следующим советам.

1. Самосовершенствование проходит более успешно, если заботу о себе сочетать с заботой о других, став для них «источником света и тепла» (С.Л.Рубинштейн).

2. Утверждайте себя в труде, общении, творчестве путем свершения полезных для людей инициатив, преобразований традиционных форм бытия, лидерства (А.В.Петровский).

3. Старайтесь организовать свою деятельность как совместную, с большой долей самостоятельности и с элементами творчества (А.Л.Журавлев).

4. Добивайтесь преобразования предмета деятельности: из бесформенного материала изготовьте изящную вещь; составьте план-коспект прочитанного, письменно оформите свои мысли и т.д.

5. Включитесь не в один, а в несколько видов деятельности («веер деятельности»): игровую, учебную, трудовую, художественную, общение.

6. Стремитесь к достижению успехов в деятельности (хотя бы одной-двух) и этим самым повысите свой авторитет в глазах других людей (Б.Ф.Ломов).

7. Работайте на пределе своих возможностей, сохраняя чувство удовлетворенности своим трудом.

8. Особенно благоприятным условием для развития личности и успешности ее деятельности является улучшенная социальная среда («социальный оазис») (Л.И.Уманский, А.С.Чернышев). Постарайтесь включиться в такие среды.

9. Помня о своей включенности в биологическую и социальную среды, стремитесь в рамках разумного дистанцироваться от них («подняться над ними») (С.Л.Рубинштейн).

10. Вне деятельности – способностей нет! (С.Л.Рубинштейн)

11. Никогда не говорите о себе плохо, избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «уродливый», «неспособный», «невзрачный», неисправимый».

12. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныния.

13. Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» - оно гораздо крепче и пластичнее, чем кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

14. Выберите для себя несколько серьезных отдельных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить.

15. Вы – не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды, Вы – воплощение надежд родителей, неповторимая личность.

(Советы 11-15 предложены Ф.Зимбардо).

ГЛАВА 3. Познавательные процессы

Согласно взглядам С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского и др. психическое существует прежде всего как процесс – живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся ( ).

Психические процессы, в том числе и познавательные – восприятие, внимание, память, мышление и др. формируются преимущественно бессознательно, но на уровне личности они в значительной мере осознаются и регулируются человеком.

По итогам экспресс-диагностики количественная оценка дается по каждому познавательному процессу, а качественная оценка – по всем познавательным процессам вместе.

Восприятие и узнавание

Методика.

Испытуемому предъявляется таблица с изображением 9 графических фигур (табл. 1) и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить их в течение 10 сек. Затем предъявляется вторая таблица с большим количеством фигур (табл. 2). Требуется обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция.

«Сейчас я покажу Вам изображение 9 фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур. На следующем рисунке среди нарисованных фигур надо выбрать те, которые были в первом случае».

Обработка результатов.

Количественная оценка сводится к определению уровня узнавания по формуле:

Е= М/9 + N….. (1), где

Е – уровень узнавания;

М – число правильно узнанных фигур;

N – число неправильно узнанных фигур ( ).

Интервалы значений уровня узнавания:

Высокий – (0,8 - 1,0) < Е < (1,1 – 1,9)

Достаточно высокий – (0,6 – 0,79) < Е < (2,0-2,9)

Средний – (0,5 – 0,59) < Е < (3,0 – 4,0)

Нижесредний - (0,3 – 0,49) < Е < (4,1 – 5,0)


Таблица 1. \ Советы психолога развивающейся личности - student2.ru Советы психолога развивающейся личности - student2.ru  

.


Наши рекомендации