Характеристика хорошего социального самочувствия.
В целом ощущается удовлетворенность школьными успехами. Не всегда все нравится в школе, однако в школу идешь с желанием. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. Мои успехи и неудачи замечаются друзьями и классом, многие ученики готовы мне помочь в трудную минуту.
Школа доброжелательно относится к удовлетворению личных запросов и интересов. Было бы только побольше желаний и интересов.
Наш класс дружный и умеет защитить своих учеников. Школа дает хорошую подготовку для продолжения образования в вузе или техникуме и есть надежда после школы поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение.
Характеристика среднего специального самочувствия.
Временами возникает радость по поводу успеха по отдельным предметам. Учиться приходится больше по необходимости, чем по интересу. Общение со сверстниками идет нормально, кое в чем удается быть авторитетным лицом в глазах класса. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда возникают неприятности относительно сохранения человеческого достоинства. Класс может оказать поддержку в трудную минуту, но в обычной жизни мало интересуется личными проблемами. Шансов на поступление в вуз немного, скорее всего, пойду работать (или ПТУ), но надеюсь продолжить образование заочно.
Характеристика низкого социального самочувствия.
Учеба приносит в основном неприятные переживания, да и желания учиться почти нет. Посещение школы вызывает напряжение (иногда страх), надоели неудачи и критические замечания учителей.
Отношения с одноклассниками лучше, чем с учителями, но и класс имеет невысокое мнение, нередко бывают насмешки и обидные реплики по поводу неуспешной учебы и отклоняющего поведения.
Класс смирился с моими неудачами и личной непривлекательностью и занимает безразличную позицию. Никто всерьез не хочет придти на помощь в решении моих многочисленных проблем.
С моими школьными успехами трудно надеяться на поступление в вуз, скорее всего моя дорога лежит в ПТУ. Буду работать, а учиться дальше не хочется.
Направленность активности личности: ценности, интересы, мотивы
Ценностные ориентации
Ценностные ориентации –это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д.
Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей.
Методика Е.Б. Фанталовой
Методика Е.Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками и юношами в случае проработки самых различных проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем ( ).
Образец бланка
Дорогой друг!
Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12-ти ценностей:
Необходимо по 10 балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.
Наиболее значимые следует оценивать – в 8-10 баллов; просто значимые – 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем не значимые – 1-2 балла.
Спасибо!
1. Активная, деятельная жизнь
2. Здоровье
3. Интересная работа
4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
5.Любовь
6. Материально- обеспеченная жизнь
7. Наличие хороших и верных друзей
8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)
10 .Свобода как независимость с поступках и действиях
11. Счастливая семейная жизнь
12. Творчество
Обработка результатов.
Оценка эмпирических данных проводится на основе сравнения реального рейтинга (ранга) ценностей с наиболее оптимальным вариантом. В качестве оптимального варианта на основе эмпирических исследований наиболее личностно развитых школьников и теоретических выводов С.В.Кривцовой, Е.Б.Фанталовой и наших обобщений предлагается следующий ряд:
1. Активная, деятельная жизнь
2. Друзья.
3. Семья.
4. Здоровье.
5. Интересная работа.
6. Познание.
7. Красота природы.
8. Любовь.
9. Творчество.
10. Свобода.
11. Уверенность в себе.
12. Материально обеспеченная жизнь
Сравнение реального и оптимального рядов проводится с помощью метода ранговой корреляции.
Степень совпадения реального и оптимального вариантов устанавливается на основе следующих четырех эмпирических интервалов:
Ч1 = 0,7-0,98 (оптимальный)
Ч2 = 0,6-0,69 (хороший)
Ч3 = 0,4-0,59 (средний)
Ч4 = 0,1-0,39 (недостаточный)
Качественная оценкапроводится путем наложения интервалов на соответствующие примерные характеристики четырех типов критериев: оптимальный, хороший, средний, недостаточный.
Оптимальный вариант
Ценностные ориентации – личностно-плодотворные ориентации в мире духовных и материальных объектов. Создается возможность для самосовершенствования, высокосодержательной деятельности и возможность помогать другим в самосовершенствовании – «быть источником света и тепла для других» (С.Л.Рубинштейн). Ощущается уверенность в своих силах и психологическая защищенность в жизни. Приобщение к поиску истины и красоты, готовность к творчеству.
Ваш вариант выбора ценностей очень близок к оптимальному варианту (см. в сравнении два ряда: оптимальный ряд и ваш вариант).
Хороший вариант
Хорошая ориентировка в мире ценностей. Обращено внимание на объекты: (идеи, люди, вещи, явления и т.п.), имеющие большое значение для жизнедеятельности людей. Приобщение к таким ценностям создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни. Однако следует обратить внимание на некоторое смещение сознания с ведущих ценностей на второстепенные (см. в сравнении два ряда ценностей: ряд идеально выбранных ценностей и Ваш вариант выбора). Желательно приблизить Ваш вариант выбора к оптимальному варианту.
Средний вариант
В целом выбраны ценности, достаточные для ориентировки в сложной ситуации жизнедеятельности человека. Однако, при таком варианте определения ценностей жизни могут возникать затруднения в учебной деятельности, общении, личном самочувствии. Желательно пересмотреть с целью изменения Ваше отношение к миру (сравните Ваш вариант выбора ценностей с оптимальным вариантом).
Недостаточный вариант
Ваш вариант выбора ценностей жизни заметно отличается от идеального варианта (сравните их). Вы видите много расхождений относительно того, какие ценности кажутся Вам наиболее значимыми, и мнением экспертов. При таком большом расхождении в Вашей жизнедеятельности будет много трудностей и проблем, что принесет Вам немало разочарований, а возможно и неудач.
Постарайтесь самостоятельно (и с помощью близких и родных) изменить свой взгляд на мир ценностей.
Интересы
Интересы – эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира – чтобы дети учились с интересом. В сферу интересов входят общие и профессиональные интересы.
Для оценки интересов (общих и профессиональных) можно использовать один из опросников, разработанных ярославскими психологами ( ).
Опросник
на выявление учебных и профессиональных интересов, а также склонностей ученика, их широты, устойчивости
Инструкция:
Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов.
1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое). (Подчеркните, что именно.)
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?
4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?
5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?
6. Твои занятия на досуге, чтение, трудовые занятия, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, живопись, скульптура и т.п.).
7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?
8. Куда ты собираешься пойти после окончания 9 (11) класса: учиться, работать, работать и учиться, не знаю?
9. Какую профессию ты решил для себя выбрать или еще не выбрал и почему?
10. Что привлекает тебя в избранной профессии: интересная специальность, творческий характер, популярность (престижность) профессии, возможности роста (повышение квалификации), заработок, романтика, благородство профессии?
11. Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии: родители, родственники, учителя, товарищи, знакомые, герои любимых книг и кинофильмов, газеты, телевидение, занятия в специальных кружках (секциях)?
Обработка
Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся, выявления мотивов выбора профессии, факторов, способствующих возникновению интереса к профессии, выявления возможностей будущей профессии.
Количественная оценка – определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.
Условно формализовать ответы можно с помощью балльной оценки, исходя из следующих допущений:
а) в вопросах, предполагающих выбор одной или нескольких позиций из ряда предложенных, каждый выбор оценивается в 1 балл. Например, в 1-м вопросе предлагается 5 позиций. Если респондент проявил широкий интерес и выбрал все 5 позиций, он получает 5 баллов, если выбрал 3 позиции, то соответственно получает 3 балла и т.д.
Таким образом оцениваются вопросы № 1,6,7,8,10,11;
б) если вопросы касаются самостоятельного выдвижения позиций, например, вопросы № 2,3,4,5,9, то в этом случае каждая позиция оценивается в 2 балла. Допускается, что, чем богаче набор самостоятельно выдвинутых позиций, тем развитее интерес человека;
в) в связи с этим максимальные и минимальные оценки по каждому вопросу можно представить следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1.
№ | Вопросы | Минимальная оценка | Максимальная оценка |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
Итого: |
Соответственно можно условно выделить уровневые интервалы состояний интересов:
· высокий – 50-62
· достаточно высокий – 40-49
· средний – 30-39
· ниже средний – 19-29
Качественная оценка
Качественная оценка основывается на степени выраженности основных характеристик:
- содержания (духовно богатые или примитивные);
- широты или узости;
- действенности или созерцательности;
- совпадения общих и профессиональных интересов.
В связи с этим можно условно выделить четыре градации состояния интересов школьников, соответствующих вышеуказанным интересам:
а) высокоразвитые интересы;
б) достаточно развитые;
в) в общем благополучные;
г) не сложившиеся интересы.
Высокоразвитые интересы
Многие стороны школьной жизни являются привлекательными. Ряд школьных предметов, в том числе и трудных, вызывают повышенный интерес. Определились учебные предметы, полезные для будущей жизни. Есть желание обогатить цикл традиционных предметов новыми дисциплинами, например, ввести преподавание психологии, логики, восточных единоборств и т.д.
Свободное время заполнено различными занятиями, в том числе и трудовыми. Много времени отводится на чтение книг. Определилась будущая профессия и четко осознаются ее сильные и слабые стороны; выбрано и соответствующее учебное заведение для профессиональной подготовки.
Общие и профессиональные интересы хорошо согласуются и дополняют друг друга.
Выбор будущей профессии проведен осознанно, с различных позиций носит устойчивый характер и, самое главное, - соответствует желаниям и возможностям школьника.