Организация проведения компьютерной экспресс-психодиагностики личности и коллектива школьников.
Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников способна обеспечить массовые обследования детей за сравнительно ограниченное время. Потребность в такого рода обследованиях возникает при решении следующих задач в рамках психологической службы:
а) представлении администрации школы (директору и его заместителям) информации о психических ресурсах каждого ребенка и каждого школьного класса. Такую информацию принято называть психологической, которая должна занять приоритетное место в общем информационном блоке управления школой (о финансах, материальной базе, кадровом обеспечении, наглядных пособиях и т.д.).
Сочетание психологической информации с другими видами является основой построения и совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Для выбора соответствующих признаков оценки психических ресурсов ребенка можно воспользоваться «Профилем личности», описанном в …. (см. с….). Причем можно брать не все, а некоторые элементы профиля в зависимости от конкретных условий. Аналогично решается вопрос о выборе признаков коллектива, описанным в … (см. с.).
Соответствующие методики и их компьютерное обеспечение, а также способы количественной и качественной обработки данных представлены в …
б) оценки эффективности новых программ и технологий обучения. Последнее время знаменуется обилием различных инициатив по совершенствованию процесса обучения (авторские программы, новаторские методы и пр.), которые не всегда научно обоснованы, но тем не менее в образовании сложилась установка на быстрое и некритическое использование всего нового, иногда лишь потому, что оно просто новое.
В наших случаях целесообразно выяснить истинную ценность подобных инноваций – в том числе коррекционных и развивающих программ, - сравнением динамики прежде всего интеллектуальных и мотивационных показателей психического развития школьников в обычных и инновационных условиях.
(Соответствующие методики в бланковом и компьютерном вариантах описаны в… на с…).
Обследуются для сравнения контрольные и экспериментальные классы, возможно обследование одних и тех же классов, если имелась информация о динамике психического развития школьников данных классов, полученная ранее в обычных условиях обучения.
в) Выяснении пробелов и недочетов в умственном развитии школьников. Известные значительные индивидуально-психологические различия между школьниками, затрагивающие различные сферы интеллекта, известно также, что не все школьники одинаково успешно адаптируются к школе. В целях профилактики возможных отклонений в умственном развитии целесообразно выявленные состояния интеллекта у значительной части учеников.
На основе полученных данных возможно построение коррекционных и развивающих программ, а также определения способов взаимодействия психолога с учителями, родителями и учащимися.
Для решения этой задачи можно воспользоваться компьютерными (и бланковыми) методиками, описанными в … на с …
г) В определении профессиональных склонностей школьников, особенно старших классов.
Данная информация необходима для консультации школьников и родителей, проведения педагогических консилиумов, круглых столов с родителями и т.д. Наряду с данными наблюдений, анализом продуктов деятельности учащихся, их реальными успехами в учебе и в других видах деятельности (особенно во внешкольных заведениях), полезную информацию об индивидуально-типологических особенностях учащихся можно получить с помощью методики Е.А.Климова для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки (). Компьютерный вариант данной методики описан в … на с…
б) В выявлении психологических возможностей школьников каждого возраста, что необходимо для обеспечения принципа учета возрастных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Известны кризисные периоды в психическом развитии ребенка, остроту которых надо по возможности сглаживать и создавать необходимые психолого-педагогические условия для оптимального возрастного развития. Для решения этой задачи можно воспользоваться методиками по диагностике самооценки, ценностных ориентаций, потребности в общении, оценке статусной структуры в системе межличностных отношений, описанных в…. на с…
е) Класс задач по диагностике и прогнозированию степени благоприятности социальной среды в образовательном учреждении. На сложность и значимость данной задачи указывали Г.А.Ягодин, А.Г.Асмолов, подчеркивая мысль о том, что без реформы социальной среды ребенка реформы педагогических методов вряд ли имеют смысл.
По данным А.Н.Майорова, свыше 40% наших школьников испытывают в школе стресс.
Для реализации этих задач можно использовать методики САН, «Карту-схему изучения группы» (раздел – социально-психологический климат коллектива) описанных в … с…, с….
Помимо массовых обследований, иногда возникает необходимость в срочной диагностике отдельных учащихся, классов или небольших групп школьников. И в этих случаях целесообразно воспользоваться компьютерной экспресс-диагностикой.
Для сохранения корректности в экспресс-диагностических исследованиях нужна хорошая организация работы.
В рамках нашего опыта наиболее оптимальными оказались следующие формы организации работы. Прежде всего, желательно сформировать небольшую группу (команду) психологов (2-3 человека) с привлечением наиболее подготовленных старшеклассников-активистов психологического кружка, клуба и т.д. Подготовить программу обследования и провести подробный и четкий инструктаж. Подобная организация вначале оправдала себя, например, в наших крупномасштабных мониторинговых обследованиях школьников из регионов Чернобыльского следа.
(Ориентировочный материал для программ представлен во второй и третьей главах данного пособия).
Необходимо составить график обследования совместно с руководством школы и ознакомить с ним учителей. Иногда (к сожалению) приходится частично использовать время уроков или других форм занятий (кружки, секции, факультативы). Провести обследование исключительно в свободное время школьников очень трудно, нам, например, это никогда не удавалось.
Поэтому согласование графика с руководством школы поможет снять возможные претензии со стороны учителей.
Естественно, надо стремиться проводить массовые обследования не в ущерб учебно-воспитательному процессу, но…
Местом проведения компьютерной экспресс-диагностики может быть или компьютерный класс или кабинет психодиагностики (если таковой имеется в школе. Конечно, такой кабинет просто необходим в работе школьного психолога).
Вообще, целесообразно задействовать как можно больше компьютерных мощностей. Очень важным условием является оптимальное число посадочных мест (и, конечно, компьютеров), соразмерное с обычным числом учащихся в классе (20-25 человек). Идеально иметь 25-30 компьютеров в кабинете психодиагностики, но в этом случае возникает ряд организационных трудностей, чаще всего это – несоответствие санитарно-гигиенических, противопожарных норм и т.п. размерам кабинета, его устройству.
Практически проще иметь компьютерное оснащение на 13-15 человек (т.е. на половину класса).