Краткая характеристика отечественной психологии

В России 18 век стал эпохой кардинальных преобразований в обществе, в силу чего молодая светская культура испытывала существенное европейское влияние, это относится и к сфере психологических идей, большинство из них в 18 веке были заимствованными у французских эмпиристов. Развитие оригинальных психологических идей в России началось в XIXв.

Этапы и кризисы становления отечественной психологии:

1) 60-70е годы XIXв. – вследствие ряда социальных причин (отмена крепостного права, рост национального самосознания, возвращение философии в университетский курс и т.д.) началось формирование отечественной психологии. Главный вопрос этого этапа – поиск методологии новой науки, того, на какую дисциплину ей ориентироваться – философию или естествознание. В результате возникают две научные теории.

Родоначальником естественнонаучной психологии стал И.М.Сеченов(1829-1905). Именно его подход к разработке объективной психологии и его взгляды на природу психического получили большое распространение во второй половине XIX в. И.М.Сеченов был одним из наиболее интересных и значительных ученых того времени. Он во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к материалистической и естественной науке. В своей самой знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» он отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексамиразной степени сложности. В работах И.М.Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Эта работа стала настоящим культурным событием, общество безоговорочно приняло программу И.М.Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении.

Популярность взглядов И.М.Сеченова не отменяла попыток построить поитивную психологию, оставаясь в русле философии. Наибольший взгляд в развитие такой психологии сделал К.Д.Кавелин(1818-1885). Оновной темой его научных исследований была проблема нравственности в разных ее аспектах. В концепции К.Д.Кавелина зарождаются контуры отечественной психологии личности, так как в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества (работа «Задачи этики» (1887).

На рубеже XIX-ХХ веков популярность обрела позитивная психология, рассматривавшая психологию как науку о законах и процессах душевной жизни (Л.М.Лопатин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). В русле естественнонаучной психологии (А.В.Введенский, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, А.Ф.Лазурский и др.) велись поиски объективных методов исслеования, открывались лаборатории наподобие лаборатории В.Вундта.

2) 20-40е годы ХХ века – время зарождения и развития советской, марксистской психологии, направленной на решение важнейших социальных задач новой идеологии. Ведущими течениями, которые развивались в это время, стали: учение о поведении (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн, К.Н.Корнилов и др.) – важнейшие открытия в области функционирования ВНД; педология (Россолимо, Лесгафт, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд; из теоретиков – М.Я.Басов, Л.С.Выготский и пр.) – содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребёнка; и психотехника (И.Н.Шпильрейн) – решение задач, связанных с рационализацией профессионального обучения, организацией трудового процесса.

В 1936 году педология в СССР была объявлена лженаукой и прекратила существование. В 1937 году был расстрелян лидер психотехники И.Н.Шпильрейн. Поведенческий подход был репрессирован за механистичность, упрощение психического. Психологические направления запретили в момент интесивного и плодотворного творчества ведущих ученых, было прервано становление психологических школ и традиций, что нанесло непоправимый ущерб полноценному функционированию науки.

3) послевоенные годы -не смотря на разрушительное значение, роль войны в становлении психологической науки имела и позитивный аспект: наработана эмпирическая база для теоретического обоснования нейропсихологии, психофизиологии, военной психологии, получила развитие и дифференциальная диагностика, разработки психологов, связанные с восстановлением утраченных ВПФ и движений после ранений. Начинается рост статуса психологии в обществе (полная реабилитация после 1936). Начинают финансировать НИИ, создаются факультеты психологии; рост числа психологов, введение дисциплины в школе; снятие запрета с психодиагностических методик; развитие психотерапии. Формирование региональных психологических центров и сообществ (расширение географии науки за счет эвакуации). В 1950 году состоялась Павловская сессия, на которой был реабилитирован поведенческий подход, при этом психология была сведена к физиологии ВНД. Поведенческий подход был выгоден сталинскому режиму: простые правила поведения для советских людей сводятся к рефлекторному ответу на сталинские и другие партийные лозунги. Тем самым, Павловская сессия утверждает конформность и стереотипизацию общественного мнения, культивирует феномен слепой веры. До середины 50-х г.г. (до «хрущевской оттепели»), для советской психологии был характерен изоляционизм (гонения за обращение к иностранным источникам, невыездной характер). С.Р.Рубинштейн был снят со всех постов и должностей за космополитизм.

4) 60-80е годы ХХв. – развитие школ отечественной психологии. Основателем отечественной психологии и основоположником московской психологической школы по праву считается Выготский Лев Семенович (1896 – 1934). Он одним из первых обосновал диалектико-материалистический подход к психологии: Культурно-исторический подход, теорию ВПФ, экспериментально-генетический метод исследования. Направления Московсой школы (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов, Е.Н.Соколов, Б.В. Зейгарник и др.) отличаются между собой проблематикой, основными понятиями, но вместе с тем, их базовые позиции связаны с идеями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, которые развиваются в деятельностном ключе.

Основные идеи Московской школы: положение об историко-материалистическом подходе, носящем название в психологии "теория деятельности", исходный метод - метод анализа предметной деятельности, центре внимания – личность – индивидуальный подход.

Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества Ленинградской школы (В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев и др.), на формирование которой оказали большое влияние идеи выдающегося русского и советского ученого Бехтерева В.М.

Основные идеи Ленинградской школы: комплексный подход в психологических исследованиях, предусматривающих широкие междисциплинарные связи (биология, медицина, педагогика, технические науки и пр.); в 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ вернулись к применению тестов, как методу психологических исследований; в центре внимания - человек в его многообразии, с его потенциалом.

Харьковская психологическая школа(П. И. Зинченко, В. И. Аснин, К. Е. Хоменко, А. В. Запорожец и ряд других) - неформальная организация психологов, которые начиная с 1930х гг. работали в научных учреждениях Харькова под руководством и при участии исследователей круга Л.С.Выготского. Учеными Харьковской школы проводились интенсивные исследования в области психологии памяти, инженерной психологии и развивающего обучения.

Грузинская психологическая школа (основатель – Д.Н.Узнадзе) -вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Д.Н.Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа.

Наряду с научными школами в это время идет и активное формирование новых направлений и отраслей психологии:

Инженерная психология (основатель первой лаборатории Б.Ф.Ломов) - именно эта отрасль психологии вобрала в себя самый большой спектр смежных наук (в соответствии с комплексным подходом Ленинградской научной школы): технические науки, инженерные, биология, физиология и гигиена (для оценки и прогноза функционального состояния человека в процессе профессиональной деятельности), социальная психология (для проектирования профессиональной групповой деятельности). Было начато широкое использование математической статистики (точные количественные данные, корреляция данных различных научных дисциплин).

Космическая психология (основатель ГорбовФ.Д.) – отбор и подготовка космонавтов, разработка специального прибора, гомеостата, позволявшего определять лидера группы по характеру совместной операторской деятельности нескольких человек (используется по сей день).

Социальная психология - психология управления, этнопсихология, политическая психология (у истоков – Шорохова Е.В.). В рамках социальной психологии разрабатывались следующие идеи: психологические характеристики производственного коллектива и управления им, концепция деятельностного опосредования межличностных отношений, концепция лидерства (многообразие черт в высокоразвитой группе и ограниченность в слабо развитой), трехфакторная модель значимого другого (властные полномочия - аттракция - референтность).

Нейропсихология – (основоположник ЛурияА.Р.) – теория системной динамической локализации ВПФ и их нарушений при повреждениях мозга, исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий, разработка «детектора лжи».

Дифференциальная психология- раздел психологической науки, который изучает и систематизирует психологические различия, разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Дифференциальная психология решает 2 задачи: выделение индивидуальных различий, объяснение их происхождения. в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Б.М.Теплова — В.Д. Небылицына (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и др.) - теории темперамента, характера, способностей.

5) современные тенденции в отечественной психологии (после 1991г.) –в настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости:

переоценки методологических оснований советской психологии, ориентация на различные философские воззрения, помимо марксистско-ленинской.

Переосмысление искажений отечественных теорий после 1917 года (реабилитация трудов, искусственно исключенных из научного поля по идейным соображениям: Г.И.Челпанов, В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский и др.)

Интеграция российской психологии в мировую (переводы и издание трудов зарубежных классиков, международные лиги, общества, конгрессы и пр.).

Сближение теории психологии с практикой (собственные психологические службы на производстве, учреждениях образования и здравоохранения и т.д. – выявление конкретных проблем и работа с ними).

Гуманизация психологии. Утвердилась точка зрения, что кризис психологии – результат ее построения по образцу естественных наук. Необходим новый стиль мышления, совмещающий естественно-научную и гуманитарную парадигмы в едином научном психологическом познании.

Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая научные традиции и достижения российских научных школ, обогащенных опытом мировой психологической науки. Состояние отечественной психологии доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по схеме:

Школа представители школы и их основные труды проблемное поле предмет
       
       
       
       

2. Составьте словарь терминов по теме (не менее 15 терминов).

3. Напишите реферат о жизни и научной деятельности одного из выдающихся отечественных психологов

4. Составьте схему эволюции московской и ленинградской школы в отечественной психологии (структура и дизайн схемы на усмотрение студента)

Контрольные вопросы

1. Назовите социальные и научные предпосылки зарождения российской психологии во второй половине XIX в.

2. Опишите первые программы становления российской психологии (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин).

3. Перечислите основные этапы и кризисы в развитии советской психологии.

4. Назовите основные научные школы отечественной психологии: представители и проблемное поле.

5. Дайте характеристику культурно-историческому подходу Л.С.Выготского: идеи, принципы, понятия.

6. Дайте характеристику деятельностному подходу в отечественной психологии: идеи, принципы, понятия.

7. Опишите отрасли, возникшие в отечественной психологии во второй

половине ХХ в.

8. Назовите современные тенденции отечественной психологии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. - Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008.

2. Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии.- М.:КДУ, 2000.

3. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. 1977.

5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

6. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009.

7. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие. М.:Академический проект, 2004.

8. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

10. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1963.

11. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.- М.: МОДЭК, 2009.

12. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2009.

13. Якунин, В.А. История психологии.- СПб., 1998.


Наши рекомендации