XII. Теории и школы гуманистической психологии

Гуманистическая психология официально оформляется в США в 60-х г.г., но зарождаться она начала еще в 40-е г.г. Со времен открытого кризиса, основными направлениями психологии были психоанализ и бихевиоризм. Детерминизму психоанализа и бихевиоризма гуманистическая психология противопоставляет роль возможностей человека, против биологизаторства утверждает гуманизм.

В отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, гуманистическая психология не является вариантом модификации уже существующих школ, а отстаивает абсолютно новый взгляд на природу психики человека, что отражено в отнесении ее к «третьей силе». Итак, основные принципы гуманистической психологии:

· Утверждение роли возможностей человека.

· Психотерапевтическая направленность.

· Уникальность и целостность личности.

· Обладание человека врожденными потенциями к непрерывному развитию и самореализации.

Научные истоки гуманистической психологии прослеживаются в описательной психологии Вильгельма Дильтея(1833 – 1911) и понимающей психологии Эдуарда Шпрангера (1882 – 1963). Гештальтпсихологиястала основанием для целостного подхода в изучении психической реальности (против анализа отдельных аспектов). Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. А.Адлер, К.Хорни, Э.Эриксон и Г.Олпорт в противовес идеям фрейдизма настаивали на том, что человек – существо сознательное, наделенное свободой воли, движимое не событиями прошлых лет, а целями и надеждами на будущее. Так, в трудах неофредистов зарождается взгляд на человека как на личность творческую, способную самостоятельно формировать свое Я.

Большое влияние на формирование и развитие гуманистической психологии оказали идеи экзистенциальной философии (Ж.Сартр, С.Кьеркегор, К.Ясперс, Хайдеггер и др.) об ответственности человека за свою свободу и каждый выбор, о непрерывном становлении человека и о роли субъективной, но не объективной реальности, в жизни и отношениях человека.

Основой зарождения гуманистической психологии стала работа американского психолога Гордона Олпорта(1897 – 1967) «Личность: психологическая интерпретация» (1937). В этой работе Г.Олпорт излагает идеи о том, что человек свободен, но свобода эта не абсолютна, а ограничена чертами его личности, которые определяют восприятие и поступки индивидуума. Поскольку черты являются и врожденнми, и сформированными при жизни, то в отдельности, ни наследственность, ни среда не определяют направление формирования личности. В течение жизни, черты становятся устойчивыми и не зависимыми от биологических потребностей и влияния общества. Вопреки мнению З.Фрейда об иррациональной сущности человека, Г.Олпорт утверждал, что человек рационален по своей природе, а иррациональные силы доминируют в жизни людей с эмоциональными нарушениями. Также, значимой стала идея гетеростаза человека, его непрерывного роста и изменения как основной характеристики (против идеи гомеостаза как главной цели активности).

Официальный и академический статус гуманистической психологии придал младший современник Гордона Олпорта - выдающийся американский исследователь Абрахаму Маслоу (1908-1970). А.Маслоу считал, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал З.Фрейд и его последователи, а, наоборот, на наивысшие достижения человека. С этой целью он сформировал выборку, состоящую из выдающихся людей, из которых девять являлись современниками ученого (М.Вертгеймер, Р.Бенедикт и др.) и девять исторических личностей (А. Эйнштейн, Л. Бетховен и др.).

Центром исследовательских интересов А.Маслоу стала мотивация. Теория была изложена в работе «Мотивация и личность» (1954). Согласно данной теории, человек – желающее существо и редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Как только удовлетворяется одна потребность – тут же всплывает другая, которая направляет внимание и усилия человека и так - далее. Все эти потребности организованы в иерархическую систему по степени приоритета, или доминирования. Иерархия распространяется на всех людей, и, чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем более он индивидуален, уникален, здоров, зрел и т.п. Но, не важно, насколько человек продвинулся в иерархии – если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, то человек вернется на данный уровень и останется там до тех пор, пока дефицит их не будет устранен (динамическая концепция). Иерархия включает в себя как врожденные (физиологические и экзистенциальные), так и приобретенные (социальные, персональные, духовные) потребности. Высший, или духовный уровень представлен потребностями в самоактуализации и предполагает выход личности за пределы «Я» к универсальным ценностям. Позже, А.Маслоу разделил все потребности на два класса: дефицитарные (физиологические, социальные и персональные) и бытийные (духовные, надличностные, метапотребности).

Самоактуализация – это наиболее полное использование способностей, талантов, возможностей человека. Однако, как утверждает А.Маслоу, лишь 1 % человечества достигает вершины пирамиды, т.е. выходит на уровень самоактуализации. Большинство людей либо не знает о своих возможностях, либо сдерживает их под давлением социальных норм. При анализе соотношения индивидуальности и общества, А.Маслоу ввел понятия механизмов идентификации и отчуждения. Здоровая, самоактуализирующаяся личность способна к поддержанию равновесия между этими полюсами: идентификация во внешнем плане, а отчуждение в плане самосознания (ориентация на собственное понимание).

Если А.Маслоу являлся теоретическим лидером направления, то Карл Роджерс (1902 – 1987) развивает идеи в клиническом ключе. Разработанный К.Роджерсом клиент-центрированный подход стал первой психотерапевтической моделью, отличной от психоанализа как медицинской директивной модели, ориентированной на патологию. Свои взгляды К.Роджерс изложил в книге «Терапия, центрированная на клиенте» (1951).

Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора – стремление к самоактуализации. Но, если А.Маслоу строил свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных и здоровых людей, то К. Рождерс основывался на опыте работы в психологическом консультационном кабинете с людьми, испытывающими эмоциональные проблемы. Кроме того, если А.Маслоу сосредоточился на анализе пика процесса самоактуализации (пиковые и плато-переживания), то для К.Роджерса предметом изучения стал сам процесс жизни, функционирования личности, достижения самоактулизации.

Психотерапия К.Роджерса основана на феноменологическом подходе, т.е. исключительно на субъективной трактовке пациентом своих проблем. Целью терапии является создание условий для освобождения врожденного потенциала человека, его стремления к самоактуализации. Такими условиями в психотерапии, по К.Роджерсу, являются аутентичность терапевта, безоценочное принятие клиента и эмпатия. Таким образом, в клиент-центрированном подходе средством исцеления являются не техники, а именно отношение терапевта, которое клиент переносит из консультативного кабинета на отношения с окружающими.

Центральным понятием психотерапии К.Роджерса является Я-концепция как система представлений личности о себе. Эмпирически, К.Роджерс с коллегами пришел к заключению о значительном расхождении представлений о себе с идеальным, желаемым образом себя у людей, обратившихся за психологической помощью. Вместе с тем, было зафиксировано, что в процессе терапии представления человека о себе (Я-реальное) приближаются к идеальному образу Я. Так был сделан вывод о том, что душевное благополучие определяется соответствием Я-реального и Я-идеального, а невроз является результатом расхождения между реальным и идеальным Я. Соответственно, душевное здоровье, стремление к самоактуализации достигается через принятие своей самости, сближение Я-реального и Я-идеального (конгруэнтность личности). Личность, максимально полно осознающую и принимающую свою самость К.Роджерс назвал полностью функционирующей личностью.

Течением внутри гуманистической психологии стала экзистенциальная психология. Главное отличие это направления в том, что экзистенциалисты не разделяли оптимистической позиции гуманистической психологии по поводу врожденного позитивного потенциала личности. Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека не задана изначально и человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение всей жизни выборов. Таким образом, экзистенциализм – это сосредоточение не на сущности человека (что он есть), а на существовании, его проявление в бытии (от «ex-sistere» - «выделяться, появляться»). Психологическое здоровье и устойчивость личности определяется её отношением к четырем данностям человеческого бытия: экзистенциальная свобода, одиночество, неизбежность смерти и смысл жизни. Представители экзистенциальной психологии: Виктор Франкл (1905 – 1997), Ролло Мэй(1909 – 1994), Джеймс Бьюдженталь(1915 - ), Ирвин Ялом (1931 - ).

Виктор Франкл– один из выдающихся представителей экзистенциальной психологии и автор логотерапии – в качестве основной врожденной потребности личности определял стремление к смыслу жизни. В ситуации, которую изменить невозможно, важно обрести смысл и занять определенную позицию. Наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, но позиция по отношению к ним – это уже свобода воли человека. Свободу В.Франкл понимает как свободу от инстинктов, наследственности и окружения.

По В.Франклу, «все, что случается с нами, случается для нас», поэтому, смысл существует абсолютно во всем: в болезни, смерти, любви, работе, в страданиях. Отсутствие смысла порождает экзистенциональный вакуум, который может наполняться страхами, навязчивостями, цинизмом, агрессией и т.д.

В.Франкл выделяет три уровня существования человека: соматический, психологический и ноэтический. Последний, ноэтический, соотносится с вершиной пирамиды А.Маслоу и предполагает выход человека за пределы «Я», где локализованы смыслы и ценности, детерминирующие поведение, а также соматический и психологический уровни. На способности человека выйти за пределы своих биологических и психологических потребностей – трансценденции– основаны техники логотерапии: парадоксальная интенция и дерефлексия, направленные на дистанциирование от симптома, взгляд на него со стороны.

Так, в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии были заложены традиции изучения человека не только на уровне индивидуальных, личностных процессов, но и на надличностном уровне (пиковые переживания по А.Маслоу, ноэтический уровень личности по В.Франклу). На этой почве, в начале 60-х г.г. возникает трансперсональная психология, предметом которой становятся феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта. Такой выход за пределы личности возможен в измененных состояниях сознания (гипноз, медитация, холотропное дыхание и т.д.). В рамках трансперсональной психологии открывался новый взгляд на сознание человека, формировались научные представления о значении духовных переживаний для человека, целительного эффекта в психотерапии. Основоположник школы Станислав Гроф (1931) – чешско-американский психолог, аналитик, доктор медицины – опираясь на труды К.Г.Юнга, А.Ассаджиоли и др., предположил, что индивидуальная душа идентична космической матрице и содержит в себе все, что имеет всеобщее основание. Эти содержания фиксируются в базовых перинатальных матрицах (БПМ) и формируют совокупности конденсированного опыта (СКО), которые, с одной стороны, способствуют формированию устойчивой картины мира и экономизируют усилия по выработке ответных реакций; с другой стороны, стереотипизируют реакции человека и этим препятствует изменению в лучшую сторону отношений к себе, к другим людям, к ситуациям – человек бесконечно вращается вокруг одних и тех же ошибок. В СКО встраивается как индивидуальный опыт личности, так и трансперсональный, выходящий за ее пределы. Именно эти содержания определяют эмоциональные проблемы личности и только в измененном состоянии сознания эти переживания выносятся из бессознательного в сознание, в результате чего происходит освобождение личности от их деструктивного влияния. С.Гроф для достижения измененного состояния сознания разработал метод холотропного дыхания. Холотропный – значит, «движущийся в направлении целостности» (от греч. holos — «целый», и trepein — «движущийся к чему-либо»). Таким образом, само понятие «холотропный» предполагает, что в своем повседневном состоянии сознания мы отождествляемся только с одним очень маленьким фрагментом того, что мы есть в действительности. Достижение целостности определяет психологическое здоровье личности.

Итак, в гуманистических теориях личности впервые происходит переориентация с вопросов психопатологии и негативных сторон в поведении человека на его позитивные стороны и возможности личностного развития и самосовершенствования.

Практические задания

1. Составьте матрицу идей по схеме:

Автор Название концепции Движущая сила развития личности Метод работы с личностью Основные труды
А.Маслоу        
К.Роджерс        
В.Франкл        
Р.Мэй        
И.Ялом        
Дж.Бьюдженталь        
С.Грофф        

2.Смоделируйте психотерапевтический маршрут преодоления неуверенности в себе в соответствии с представлениями:

а) К.Роджерса, б) А.Маслоу, в) В.Франкла, г) С.Гроффа.

3.Составьте словарь терминов по теме «Гуманистическая психология».

4. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свой ответ:

«Для клиента оптимальная психотера­пия значила бы исследование все более не­знакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает посте­пенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осозна­ние которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его "Я". В этих отношениях он обнаруживает, что пережи­вает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И ког­да он живет этими различными по интен­сивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое "Я", что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменя­ется в соответствии с его новым прочув­ствованным "Я". Он подходит к осозна­нию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он мо­жет свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося "Я"».

«У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия.

Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. <...>

Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».

«Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что от любят одиночество или, по край­ней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек.

Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть от­страненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; не­удачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было сво­его собственного мнения о ситуации, если б они во всем полага­лись на чувства и мнения других людей. В некоторых ситуаци­ях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и воз­выситься до суровой, холодной отчужденности»

Контрольные вопросы

1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения гуманистической психологии.

2. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

3. Охарактеризуйте теорию мотивации А.Маслоу.

4. По какому основанию А.Маслоу выделил дефицитарные потребности и метапотребности? Каково их значение для физического и психического благополучия человека?

5. Опишите характеристики самоактуализирующейся личности.

6. Охарактеризуйте клиент-центрированный подход К.Роджерса.

7. Объясните понятие «полностью функционирующей личности».

8. В чем заключается сущность экзистенциальной психологии и предмет ее расхождения с идеями гуманистической психологии?

9. Объясните и соотнесите с уже известными гуманистическими теориями проблему трансценденции.

10. Охарактеризуйте научные предпосылки, основные идеи и представители трансперсональной психологии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с.

2. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. («Серия «Мастера психологии»).

3. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

4. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие. М.:Академический проект, 2004.

5. Мэй, Р. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма "Класс", 2001.

6. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.

7. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия. К.: "Ваклер", 1997.

8. Франкл, В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997, К.: PSYLIB, 2004.

9. Холл, Ст, Линдсей Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.

10. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

11. Шульц, Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.

12. Якунин, В.А. История психологии.- СПб.: 1998.

13. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: "Класс", 1999

14. Frankl, V. Zehn Thesen über die Person (1950) // Frankl V. Der Wille zum Sinn: Ausgewählte Vorträge über Logotherapie. 3., erw. Aufl. Bern: Huber, 1982. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13


Наши рекомендации