Ях гуманистической психологии?

Какие виды ценностей выделил Франкл?

Чем различаются подходы к коррекции психического развития в пси-

Хоанализе и гуманистической психологии?

Какие стороны адаптации были выделены Пиаже?

Какое объяснение эгоцентрической речи было предложено Пиаже?

Какие этапы развития мышления были описаны в теории Пиаже?

Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии

Психики?

Какие этапы в развитии нравственности детей выделены Кольбергом?

16. Какие вопросы изучал Брунер?

В чем роль личностного конструкта?

Какова суть основного постулата Келли?

Что изучали в Центре когнитивной психологии?

В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?

Как трактуется бессознательное в когнитивной психологии?

В чем недостатки искусственных интеллектуальных моделей?

Примерные темы рефератов

Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.

Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической

Психологии.

Сравнительный анализ подхода к проблеме психологический защиты в

Глубинной и гуманистической психологии.

Роль интеллекта в развитии психики - позиции Ф'рейда и Пиаже.

Проблема обучения в теории Пиаже - достоинства и недостатки.

Современные технологии и их роль в развитии психологии.

Исследования познания - традиционный и когнитивный подходы.

Рекомендуемая литература

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М, 1994.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - СПб., 1996.

Фрцщкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Глава 12

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Общий обзор развития психологии в России

История становления отечественной психологии не случайно

Выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упо-

Минались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение

Никак не указывает на то, что российская психология развивалась

В отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тес-

Ной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч-

Шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе-

Реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере,

Наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после

Появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб-

ликовались и в журналах, например в ≪Вестнике Европы≫.

Причиной же для отдельного рассмотрения российской психо-

Логии было стремление показать целостную картину становления

Этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубеж-

Ной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобра-

Зие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и

Временные периоды, характеризующие критические точки в раз-

Витии российской науки.

Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской

Психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и науч-

Ной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и

Естественных наук) и благодаря сложившейся в России социаль-

Ной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из

двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова)

Была выбрана программа построения психологии как естественно-

научной дисциплины, предложенная Сеченовым.

Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в.

Ознаменовал новый важный период в развитии отечественной

Психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это

Привело к возникновению принципиально нового подхода, ориен-

Тированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его по-

Следователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развива-

Лась и объективная (естественно-научная) психология, возникали

Экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вунд-

Та в Лейпциге.

Следующим важным моментом стало зарождение советской,

Марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В много-

Численных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время,

Нашло отражение стремление построить новую психологию, на-

Наши рекомендации