Как психометрия развивалась в исследованиях Ф. Дондерса, и какое значение его опыты имели для психологии?
Голландский физиолог Франс Корнелис Дондерс(1818—1889) в своих исследованиях изучал особенности протекания психических процессов, в частности их скорость и время реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Он изобрел методику исследования времени протекания сложных психических процессов, состоящую из трех этапов эксперимента, которые заключались в следующем:
• на первом этапе измерялось время простой реакции инди
вида, т. е. время от появления простого стимула до возникнове
ния ответного движения;
• второй этап предполагал измерение сложных реакций ин
дивида, вызванных усложнением задания через усложнение сти
мулов, а именно: увеличение их количества;
• на третьем этапе путем вычитания времени простых реакций
из времени сложных реакций математически вычислялось время,
которое требуется психическому процессу для совершения различ
ных операций — выбора, различения или решения иной задачи.
На основе результатов опытов, проводимых Дондерсом, была доказана возможность измерения психических явлений наравне с физиологическими, при этом местом локализации психических явлений и происходящих психических процессов является нервная система.
Какие исследования проводил Э. Пфлюгер,
И каково влияние результатов этих исследований
На развитие психологии?
Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер(1829—1910) проводил опыты на лягушке, не имеющей переднего мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсутствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в пространстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособительных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение.
Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность — психическую. Чувствование (то, что Э. Пфлюгер называл «сенсорной функцией») — это, считал он, не физиологическая, а психологическая сущность; «сенсорная функция» заключается в различении условий, в которых находится организм, и в регуляции в соответствии с ними ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания.
Каковы естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки?
В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших is середине XIX в. становление психологии как самостоятельной пауки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период.
1. Постепенное отделение психологии от философииявилось од
ной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной
науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необхо
димость разделения предметов и методов, в частности ориентация
на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи
больше теоретической наукой, нежели практической, не могла
дать психологии необходимые инструменты.
2. Внедрение в психологию новых методов исследования.Исхо
дя из исторической необходимости обрести свой, отличный от
философского метод познания, в середине XIX в. в психологию
вводится заимствованный из естествознания метод эксперимен
та, а также математические методы подсчетов результатов опы
тов. Именно благодаря эксперименту и математике психология
получила возможность по-новому взглянуть на уже известные,
но только с теоретической точки зрения, явления и феномены,
осмыслить и изменить их общепринятое понимание.
3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия.
Вэтот период развитие психологических знаний стимулирова
лось открытиями не в области механики, что было свойственно
веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая
конкретным предметом исследования — человеческим телом —
и изучая строение его органов, ставила психические функции че
ловека в зависимость от особенностей его анатомии.
4. Активное опытное изучение организма человекав русле естест
вознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное
количество открытий, по-новому объясняющих причины и ме-;:
ханизмы его функционирования. Более того, благодаря опытно-J
му изучению механизмов работы человеческого тела физиология;
сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просве
щения идеи, которые объясняли причины человеческого поведе
ния не как следствия влияния и особой организации души, явля
ющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, но
целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии
и физиологии человека. Методологическое значение произве
денных в этот период открытий заключается в том, что не на
уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте
была доказана зависимость некоторых аспектов поведения чело-
векаот физиологических, т. е. материальных, факторов работы
организма. Более того, первые в этой области эмпирические от
крытия дали повод к более глубокому изучению строения голов
ного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания
были накоплены некоторые сугубо психологические факты, от
крытия, теории. Приведем примеры таких открытий.
• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным nyrei
через обнаружение различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.
• В другом исследовании изучались механизмы влияния
стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого
открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств
и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущ
ность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздраже
ние зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек
света. Более того, такая зависимость между объективными физи
ческими стимулами и производимыми ими психическими эф
фектами была математически исчисляема.
• На основе этого исследования был сформулирован закон
«специфической энергии органов чувств», который определял
энергию, известную в физике как основополагающую в форми
ровании нервной ткани.
• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощу
щений от нервного субстрата, опроверг принятое положение
о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал,
что извилины коры больших полушарий головного мозга явля
ются местом локализации психической энергии и ума.
5. Возникновение эволюционного подходак пониманию природы человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изменение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.
Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущность. Открытия физиологии ставили душу, психику в зависимость от тела, и это полностью переворачивало представления
0 человеке, господствующие до указанного периода. Названные
1 гредпосылки сыграли решающую роль в превращении психоло
гии в самостоятельную экспериментальную науку.
Глава 7
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ