Каковы основные положения концепции И. Ф. Гербарта как основоположника немецкой эмпирической психологии?
В теории основоположника немецкой эмпирической психологии, немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776—1841), мы находим соединение основных принципов английского ассо-цианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души и роли бессознательного. Необходимо отметить следующие положения концепции Гербарта о природе человека.
1. Представление душевной жизни человека как единой целостной структуры, не допускающей разделения на отдельные самостоятельные функции.
2. Изучение явлений и фактов сознания должно проходить исключительно опытным путем и на результатах опыта, а на теоретизировании должны строиться все концепциц о природе человека.
3. Предметом любого психологического исследования являются факты сознания, а методами их изучения — наблюдение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но
ни в коем случае не эксперимент. При этом для получения достоверных, а не приблизительных фактов необходимо использование ресурсов и методов математики, которая дает возможность
проверить полученные в ходе наблюдений результаты.
4. Простейшими элементами психики являются представления, определяемые как возникающие под влиянием внешних объектов образы восприятий. При этом наряду с качественными характеристиками представления имеют и количественные, а именно: силу, критерием которой является уровень ясности представления в сознании человека, а также их способность взаимодействовать друг с другом, изменяя общую картину представлений в сознании.
Отдельного внимания заслуживает теория сознания Гербарта, отразившая в себе идеи Лейбница и давшая начало исследованиям феноменов сознания во второй половине XIX в., а также в XX в. и во многом повлиявшая на становление глубинной психологии 3. Фрейда:
1) выделяется три уровня сознания, каждый из которых вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности представления:
-
Каковы основные положения концепции
И. Ф. Гербарта как основоположника немецкой
Эмпирической психологии?
В теории основоположника немецкой эмпирической психологии, немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776—1841), мы находим соединение основных принципов английского ассо-цианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души и роли бессознательного. Необходимо отметить следующие положения концепции Гербарта о природе человека.
5. Представление душевной жизни человека как единой це
лостной структуры, не допускающей разделения на отдельные
самостоятельные функции.
6. Изучение явлений и фактов сознания должно проходить ис
ключительно опытным путем и на результатах опыта, а на теорети
зировании должны строиться все концепциц о природе человека.
7. Предметом любого психологического исследования явля
ются факты сознания, а методами их изучения — наблюдение за
другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но
ни в коем случае не эксперимент. При этом для получения досто
верных, а не приблизительных фактов необходимо использова
ние ресурсов и методов математики, которая дает возможность
проверить полученные в ходе наблюдений результаты.
8. Простейшими элементами психики являются представле
ния, определяемые как возникающие под влиянием внешних
объектов образы восприятий. При этом наряду с качественными
характеристиками представления имеют и количественные,
а именно: силу, критерием которой является уровень ясности
представления в сознании человека, а также их способность взаи
модействовать друг с другом, изменяя общую картину представ
лений в сознании.
Отдельного внимания заслуживает теория сознания Гербарта, отразившая в себе идеи Лейбница и давшая начало исследованиям феноменов сознания во второй половине XIX в., а также в XX в. и во многом повлиявшая на становление глубинной психологии 3. Фрейда:
1) выделяется три уровня сознания, каждый из которых вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности представления:
а) ясное сознание (апперцепция),содержанием которого явля
ются представления с максимальной степенью ясности;
б) сознание (перцепция),вмещающее в себя менее ясные пред
ставления и образы;
в) бессознательное,т. е. область сознания, имеющая в свое]
составе представления, подавленные содержаниями двух дру
гих уровней;
2) каждое, находящееся на определенном уровне сознания пред
ставление обладает способностью к движению, т. е. может переме
щаться с одного уровня на другой в разные моменты времени;
3) все три области сознания отделены друг от друга границами
порогами. Граница между ясным сознанием и сознанием назы
вается порогом ясного сознания. Порогом сознания называется
граница между неясным сознанием и бессознательным;
4) таким образом, душевная жизнь, т. е. сознание человека,
находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри
его всегда есть более или менее осознаваемые представления,
одни из которых находятся в зоне полного или частичного осоз-
навания, а другие — за порогом осознавания;
5) выделяются следующие причины, обусловливающие сте
пень интенсивности, ясности представления и, как следствие,
нахождение его на одном из трех уровней сознания:
• сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости
для субъекта;
• отсутствие препятствий (например, более сильных впе
чатлений);
• прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слия
ние которых с новым поступившим в сознание впечатлением на
зывалось «апперцепцией»;
6) чувства и воля как отдельные феномены в сознании не при
сутствуют, а являются результатом взаимодействия представле
ний между собой. Например, стеснение в сознании одного или
нескольких представлений вызывает у субъекта чувство неудо
вольствия, которое сменяется противоположным чувством удо
вольствия благодаря устранению этого стеснения. Воля опреде
ляется как результат некоего стесненного представления, про
бившегося в сознание сквозь подавление других представлений
и теперь определяющего некоторые из них.
Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики представлений» — оказала сильное влияние на развитие теории обучения и на ее практическое применение. С его точки зрения главной задачей любой методики обучения является обеспечение максимально сильной концентрации внимания и осознанности, без которых невозможно усвоение любого нового знания.
Необходимый уровень внимания может быть достигнут либо за счет привлекательности самого нового знания, либо за счет его соединения со старым, уже усвоенным представлением посредством классических законов ассоциаций.
И. Ф. Гербарт ввел в психологическую науку традицию использования математических методов исследования, в будущем получивших широкое распространение, создал свою научную школу и заложил основы немецкой эмпирической психологии, а идеи Гербарта активно развивались его последователями и учениками.
Какие основные периоды в своем развитии прошла английская ассоцианистическая психология в XIX в. ?
Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма.
В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.
Первый этап — начало XIX в. — характеризуется как этап расцвета ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положения этой концепции. Главными представителями данного периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.
Второй этап, относящийся к середине XIX в., стал переломным для ассоцианистической психологии, так как в этот период наблюдается пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Указанные тенденции отчетливо проявились в теории Дж. Ст. Милля, а впоследствии, у А. Бена.
На третьем этапе, относящемся к концу XIX в., наблюдается кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, а также в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббин-гауз, Т. Циген, а также Г. Э. Спенсер, являющийся одним из идеологов философии позитивизма и создавший теорию эволюционного ассоцианизма.
Величайшая заслуга ассоцианистов — введение в область психологического знания и дальнейшее развитие и закрепление таких важных понятий и идей, как опытное, прижизненное формирование содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и развития, понятия и теории ассоциации, которые также оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний
и научения. Ассоцианисты «узаконили» новые методы исследования в психологии — самонаблюдение и эксперимент — как единственно верные. Эти методы в соединении с концепцией ассоциации нашли свое прикладное значение в качестве (ассоциативного эксперимента) и в клинической психологии, медицине, психиатрии, в частности в исследованиях 3. Фрейда, К. Г. Юнга и других психиатров. В исследованиях — исследования психологических феноменов.
Однако есть и некоторые недостатки и заблуждения этой концепции, ее однобокость по некоторым вопросам. Например, признание только опытных, прижизненно сформированных феноменов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих достаточное влияние на его развитие, описательность самой концепции, т. е. отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни, отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к феномену ассоциации или области чувств и ощущений.
В целом ассоцианизм оказал серьезное влияние на психологию XX столетия: многие идеи ассоцианистов Локка, Беркли, Гартли, Юма, их последователей Милля, Гербарта, Спенсера и других нашли свое отражение в современных концепциях, например в психоанализе, гештальтпсихологии, а потом и гешталытерапии, гуманистической психологии и теории потребностей А. Маслоу и др.