Каковы основные положения философской теории Фрэнсиса Бэкона и в чем заключается ее значение для психологии?

Фрэнсис Бэкон(1561—1626) — английский философ, извест­ный как основоположник современного английского эмпириз­ма, сыграл большую роль в изучении процесса познания в психо­логии. Он наметил новую линию исследования души, обозначив переход психологии от науки о душе к науке о сознании. Он при­звал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся при­роды души, и исключить органические функции из ее состава, перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон разви­вал идею о единой науке о человеке. Это учение он полагал со­стоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая — в его отношении кобщест­ву (гражданская философия).

Понимание человека, концепция души Ф. Бэкона.Понимание че­ловека у Бэкона носило натуралистический характер. Учение о че­ловеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частя­ми, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Науки о душе должны исследовать ее проис­хождение, способы их развития и укрепления.

Бэкон выделяет два типа души — рациональную, божественную душу (или дух) и чувствующую, нерациональную душу, общую у че­ловека и животных. Каждая из этих душ обладает, по Бекону, свои­ми способностями (функциями). Чувствующая душа обладает спо­собностью к ощущению и способностью выбора, определяемой как стремление к благоприятным и неблагоприятным обстоятельствам и возможностью совершать произвольные движения. Эти способ­ности имеют все тела. От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает.

Способности рациональной души — память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Бекон считал чувства исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.

Теория познания Ф. Бэкона. Всвоей теории познания Бэкон признает объективность существующего мира и определяет чув­ства как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира и должны обрабатывать­ся разумом. Бэкон утверждал, что объективное познание невоз­можно без совместной работы опыта, эмпирии и рассудка, кото­рая заключается в применении рационального метода к чувствен­ным данным.

В своей теории Бекон заложил основы эмпирического изуче­ния явлений сознания. Он верил в возможность знания и позна­ния (причем эмпирического), но признавал его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) он на­зывал призраками, или идолами (заблуждениями), обманываю­щими человека в силу его общей человеческой или индивидуаль­ной природы. Бэкон выделял четыре типа идолов-ограничений: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.

1. Идолы рода. Они заложены в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира.

2. Идолы пещеры. Это индивидуальные заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они считают своими, или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.

3. Идолы площади. Эти заблуждения возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Например, громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.

4. Идолы театра. Эти заблуждения вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.

Теория познания Ф. Бэкона оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологии вообще и психологии позна­ния в частности. По Бэкону, главным орудием изучения позна­ния является метод, а наиболее подходящим для этого методом является научная индукция, т. е. создание общего на основе изу­чения частностей, которая была разработана Бэконом как науч­ная теория.

Значение философии Ф. Бэкона.Фрэнсис Бэкон своим творчест­вом завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа в психологии, где главным предметом изучения становится сознание. Это про­изошло благодаря отказу Бэкона от изучения души как особого предмета и исключению из состава души органических функций, а также его требованию перейти к описанию процессов души.

Бэкон одним из первых ученых того времени призывал отказать­ся от пустых теоретических изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т. п. души и перейти к непосред­ственному изучению психических явлений и процессов как тако­вых. Более того, Бэкон предложил конкретные способы практиче­ского изучения предмета: опыт, эксперимент. Он считал, что пре­имущество этих методов заключается в том, что они усиливают познание, делают доступным то, что недоступно органам чувств.

Важнейшим методом науки психологии Бэкон считал индук­тивный метод, позволяющий сделать определенный четкий вывод из множества отдельных посылок. Заслуга Бэкона — в том, что он возвел индуктивный метод в общую теорию, выявил правила пе­рехода от частного к общему. Ориентация в учении Бэкона на эм­пирию, познание сделала его родоначальником эмпирической на­уки, оказав тем самым огромное влияние на все науки в целом.

Бэкон предлагал единую науку о человеке, частью которой яв­ляется психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаи­модействии с другими людьми. В этом усматривается заложение принципа междисциплинарности наук.

Важно то, что в науке о человеке, которую он делит на учение о личности и учение о связи души и тела, Бэкон на основании разделения этих наук предлагает и разделение их задач и мето-

дов. В учении о личности через изучение личностей исторических деятелей рассматриваются человеческие способности, высшие проявления человеческих возможностей (выдающаяся память, мудрость, моральная стойкость и т. д.). В учении о связи души и тела рассматриваются возможности определять душевные со­стояния по внешним проявлениям, а также последствия влияния болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наобо­рот, влияние души на тело. Таким образом, происходит разделе­ние предмета психологии и его изучение в соответствии с конк­ретными задачами, например изучение взаимовлияния души и тела впоследствии становится задачей науки психосоматики.

Наши рекомендации