Каковы основные положения философской теории Фрэнсиса Бэкона и в чем заключается ее значение для психологии?
Фрэнсис Бэкон(1561—1626) — английский философ, известный как основоположник современного английского эмпиризма, сыграл большую роль в изучении процесса познания в психологии. Он наметил новую линию исследования души, обозначив переход психологии от науки о душе к науке о сознании. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органические функции из ее состава, перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науке о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая — в его отношении кобществу (гражданская философия).
Понимание человека, концепция души Ф. Бэкона.Понимание человека у Бэкона носило натуралистический характер. Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Науки о душе должны исследовать ее происхождение, способы их развития и укрепления.
Бэкон выделяет два типа души — рациональную, божественную душу (или дух) и чувствующую, нерациональную душу, общую у человека и животных. Каждая из этих душ обладает, по Бекону, своими способностями (функциями). Чувствующая душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, определяемой как стремление к благоприятным и неблагоприятным обстоятельствам и возможностью совершать произвольные движения. Эти способности имеют все тела. От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает.
Способности рациональной души — память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Бекон считал чувства исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.
Теория познания Ф. Бэкона. Всвоей теории познания Бэкон признает объективность существующего мира и определяет чувства как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира и должны обрабатываться разумом. Бэкон утверждал, что объективное познание невозможно без совместной работы опыта, эмпирии и рассудка, которая заключается в применении рационального метода к чувственным данным.
В своей теории Бекон заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Он верил в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признавал его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) он называл призраками, или идолами (заблуждениями), обманывающими человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Бэкон выделял четыре типа идолов-ограничений: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.
1. Идолы рода. Они заложены в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира.
2. Идолы пещеры. Это индивидуальные заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они считают своими, или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.
3. Идолы площади. Эти заблуждения возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Например, громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.
4. Идолы театра. Эти заблуждения вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.
Теория познания Ф. Бэкона оказала большое влияние на дальнейшее развитие психологии вообще и психологии познания в частности. По Бэкону, главным орудием изучения познания является метод, а наиболее подходящим для этого методом является научная индукция, т. е. создание общего на основе изучения частностей, которая была разработана Бэконом как научная теория.
Значение философии Ф. Бэкона.Фрэнсис Бэкон своим творчеством завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа в психологии, где главным предметом изучения становится сознание. Это произошло благодаря отказу Бэкона от изучения души как особого предмета и исключению из состава души органических функций, а также его требованию перейти к описанию процессов души.
Бэкон одним из первых ученых того времени призывал отказаться от пустых теоретических изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т. п. души и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. Более того, Бэкон предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент. Он считал, что преимущество этих методов заключается в том, что они усиливают познание, делают доступным то, что недоступно органам чувств.
Важнейшим методом науки психологии Бэкон считал индуктивный метод, позволяющий сделать определенный четкий вывод из множества отдельных посылок. Заслуга Бэкона — в том, что он возвел индуктивный метод в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему. Ориентация в учении Бэкона на эмпирию, познание сделала его родоначальником эмпирической науки, оказав тем самым огромное влияние на все науки в целом.
Бэкон предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. В этом усматривается заложение принципа междисциплинарности наук.
Важно то, что в науке о человеке, которую он делит на учение о личности и учение о связи души и тела, Бэкон на основании разделения этих наук предлагает и разделение их задач и мето-
дов. В учении о личности через изучение личностей исторических деятелей рассматриваются человеческие способности, высшие проявления человеческих возможностей (выдающаяся память, мудрость, моральная стойкость и т. д.). В учении о связи души и тела рассматриваются возможности определять душевные состояния по внешним проявлениям, а также последствия влияния болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наоборот, влияние души на тело. Таким образом, происходит разделение предмета психологии и его изучение в соответствии с конкретными задачами, например изучение взаимовлияния души и тела впоследствии становится задачей науки психосоматики.