В чем суть учения Декарта о страстях?

В своем сочинении «Страсти души» Декарт, помимо описа­ния души и анализа ее взаимоотношений с телом, изучает и ис­следует человеческие страсти, которые определяются им как продукты соединения души и тела, например голод, жажда, вос­приятие. Это не сильные и длительные чувства, а состояния, ко­торые испытываются человеком в процессе сотрясания его «жи­вотными духами», т. е. импульсами, бегущими по телу через спе­циальные трубки, что является прообразами нервных импульсов.

Страсти состоят из двух компонентов — телесного компонен­та и мысли о предмете. Телесное начало придает страстям непро­извольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Декарт определяет причину страстей как движение «животных духов», или импульсов, приводящее к физио­логическим изменениям в организме. Источники страстей могут быть разнообразны, но главный источник — это воздействие на человека внешних предметов. Интересно, что чувства Декарт счи­тал предметными, и в этом заключается их главная особенность.

Декарт создал классификацию страстей, состоящую из двух типов — первичные и вторичные страсти. К первичным страстям он относил удивление, любовь, ненависть, желание, радость, пе­чаль, и именно первичные страсти появляются в душе при ее со­единении с телом. Задачей первичных страстей, по Декарту, яв­ляется информирование тела о том, что для него полезно, а что вредно. Вторичные страсти — это прочие, они являются видами первичных и образуются при жизни, а не даны от рождения. Примером вторичных страстей может служить, например, ува­жение и пренебрежение, которые, по Декарту, являются родом удивления, или ревность, рассматриваемая как вид страха.

Позитивная роль страстей заключается в том, что они обеспечи­вают единство души и тела, но при этом могут стать и источником заблуждения и впадения в крайности. Поэтому страсти нужно вос­питывать и контролировать с помощью развития разума и воли, ко­торые позволят сдержаться и помнить, что все, представляющееся воображению, склонно обманывать душу, а также отсрочить немед­ленное выполнение того, к чему склоняет страсть.

Как Декарт понимал процесс мышления?

Интересно, что мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является един­ственным атрибутом души, и именно это обусловливает посто­янность мыслительных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это озна­чает, что нет никакой бессознательной психики. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой со­стоит в одном мышлении. Собственные проявления души — же­лания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т. е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная ра­дость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

Декарт понимал психику как внутренний мир человека, до­ступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутрен­нее зрение», которое впоследствии получило название инт­роспекции, что означало умение видеть, вернее, понимать

суть различных внутрипсихических объектов — образов, ум­ственных действий, волевых актов и т. д.

В качестве метода познания Декарт использовал системати­ческое сомнение. То есть следует сомневаться во всем, независи­мо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчеркивал, что метод со­мнения стоит использовать только в том случае, если необходи­мо получить научную истину, так как в жизни часто для понима­ния сути вещей и явлений достаточно использовать правдопо­добные, или вероятные, знания.

Сомнение простирается широко, но в первую очередь охваты­вает сферу чувств и чувственного мира, т. е. Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно ее отражают.

Таким образом, Декарт использует для исследований реаль­ности совершенно новый способ — сомнение во всем. Он отка­зывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, т. е. на свои мысли и сомнения.

Наши рекомендации