Уровня эмоционального выгорания в.в. бойко

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симп­томы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

Ø 9. и менее баллов — не сложившийся симптом,

Ø 10—15 баллов — складывающийся симптом,

Ø 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к до­минирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стрес­са относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — ос­мысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

По количественным показателям судят только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

Ø 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

Ø 37—60 баллов — фаза в стадии формирования;

Ø 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показа­телями, подсчитанными для разных фаз формирования синдро­ма «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами со­провождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмо­циональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на производственную об­становку, чтобы снизить нервное напряжение;

· какие признаки и аспекты поведения самой личности подле­жат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защит­ную реакция организма в ответ на психотравмирующие факто­ры разного свойства.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестаби­лизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприят­ных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ре­сурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось не­эффективным. Соответственно каждому этапу, возникают от­дельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

ФАЗА «НАПРЯЖЕНИЯ»

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом «переживания психотрамвмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явле­ний «выгорания».

ФАЗА «РЕЗИСТЕНЦИИ»

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью Имеющихся в его распоряжении средств. Формирова­ние защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

ФАЗА «ИСТОЩЕНИИ»

Характеризуется более или менее выраженным падением обще­го энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъ­емлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную, отдачу. О том, что это ничто иное, как эмоциональное выгорание, гово­рит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. По­степенно симптом усиливается и приобретает более осложнен­ную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще,отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, оби­ды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита». 2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная за­щита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций 'наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной дефор­мации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонали­зации».

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним прихо­дится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, по­требностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими про­явлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В.В. БОЙКО

Отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, в формулировках опросника идет речь о партнерах, в вашей профессиональной деятельности - люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (мен продуктивно, качественно, медленнее).

5.Теплота взаимодействия с коллегами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы коллеги (сверну взаимодействие).

9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать коллегам того, что требует профессиональный долг.

10.Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13.Взаимодействие с коллегами требует от меня 6oльшого напряжения.

14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать коллеге профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19.Я настолько устаю на работе, что дома старая общаться как можно меньше.

20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание коллеге меньше, чем положено.

21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии коллег.

23.Общение с коллегами побудило меня сторониться людей.

24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29.Если коллега мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33.Порой я чувствую, что надо проявить к коллеге эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34.Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39.Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41.Бывают дни, когда контакты с коллегами (детьми) складываются хуже, чем обычно.

42.Последнее время я часто ошибаюсь в оценке деловых партнеров.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.Я обычно проявляю интерес к личности коллеги помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежимисилами, в хорошем настроении.

46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с коллегами автоматически, без души.

47.По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными коллегами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52.Я потерял покой из-за работы.

53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны коллег.

54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с коллегами я не принимаю к сердцу.

55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56.Я часто работаю через силу.

57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к коллегам, чем теперь.

58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65.Иногда я поступаю со своими коллегами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69.Состояния, просьбы, потребности коллег обычноменя искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств,

75.Моя карьера сложилась удачно.

76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никакне сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80.Если предоставляется случай, я уделяю коллеге меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

«КЛЮЧ»

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+ 1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3) ,

3. «Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

/. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+ 5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3),+77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3.Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5) ;

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+ 10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+ 12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симп­томы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

Ø 9. и менее баллов — не сложившийся симптом,

Ø 10—15 баллов — складывающийся симптом,

Ø 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к до­минирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стрес­са относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — ос­мысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

По количественным показателям судят только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

Ø 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

Ø 37—60 баллов — фаза в стадии формирования;

Ø 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показа­телями, подсчитанными для разных фаз формирования синдро­ма «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами со­провождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмо­циональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на производственную об­становку, чтобы снизить нервное напряжение;

· какие признаки и аспекты поведения самой личности подле­жат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наши рекомендации