Общий подход к анализу психологических синдромов
Согласно общепризнанной, но почти не разрабатывавшейся идее Л.С. Выготского, в психологии, как и в медицине, для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром [3]. Он представляет собой комплекс органически связанных между собой симптомов, имеющий свое происхождение и историю развития. Используя этот подход в дефектологии, Л.С. Выготский показал, как под влиянием первичного дефекта искажаются отношения ребенка со взрослым, что приводит к вторичному дефекту — таким образом возникает целостный синдром.
Мы поставили перед собой задачу применить эти представления к анализу нормальных и пограничных вариантов детского развития. Для этого следовало решить вопрос о характере взаимосвязей между симптомами, обеспечивающих устойчивость синдрома и определяющих направления происходящих изменений. Основываясь на деятельностном подходе, развитом в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, мы выдвинули гипотезу о том, что целостную картину психологического синдрома можно получить в рамках следующей общей схемы.
Под исходными предпосылками психологического синдрома (0) понимаются самые разнообразные факторы, существенные для его возникновения: личностные черты субъекта, события его биографии, обстоятельства жизни, отношения с другими людьми и т. п.
В ядро синдрома входят три блока:
(1) психологические особенности ребенка[1]; (2) зависящие от них особенности его деятельности и (3) складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения с окружающими людьми. Взаимоотношения в свою очередь влияют на ход дальнейшего психического развития. Так замыкается обратная связь, обеспечивающая целостность синдрома (точнее, его ядра) и определяющая направление его развития.
В кибернетике известно понятие положительной и отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь стабилизирует систему, приводя ее к некоему усредненному варианту функционирования. Положительная, напротив, выводит на крайние возможные варианты функционирования. Психологический синдром представляет собой один из крайних вариантов развития. Поэтому, согласно гипотезе, он складывается, когда обратная связь в описанной выше системе положительна. Это означает, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми приводят к усилению или, по меньшей мере, к сохранению исходных психологических особенностей. В противном случае может возникнуть лишь какое-либо кратковременное психическое состояние, не переходящее в устойчивый синдром.
Понятие психологического синдрома нужно разграничить с близкими к нему понятиями. Во-первых, необходимо различить психологический синдром и акцентуацию характера, которая относится лишь к одному блоку — психологическим особенностям ребенка (или выступает в качестве исходной предпосылки возникновения синдрома). В зависимости от характеристик двух других блоков одна и та же акцентуация может породить различные психологические синдромы. Возможна и обратная ситуация, когда при разных акцентуациях складывается один и тот же психологический синдром.
Наиболее близко к понятию психологического синдрома подходит понятие психопатического развития [4]. Однако между ними два существенных различия: а) психологический синдром представляет собой форму адаптации (хотя и не всегда успешную) к социальной ситуации, тогда как психопатическое развитие дезадаптивно; б) при рассмотрении психологического синдрома обязательно учитываются особенности деятельности ребенка, обычно не принимаемые во внимание при анализе психопатического развития. Вместе с тем, если принять последнее дополнение, то психопатическое развитие окажется некоторым крайним, приводящим к патологии вариантом психологического синдрома.
Преимущество синдромного подхода в психологии определяется тем же, чем и в медицине: возможностью формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае психологической. Она основана на уничтожении положительной обратной связи, поддерживающей синдром, и замене ее на отрицательную, приводящую к нормализации психического состояния. Если при естественном развитии событий система отношений ведет к обострению неблагоприятных психологических особенностей, то психотерапевтическая перестройка отношений должна вести к ослаблению этих особенностей.