Тема 7. Психология семейных отношений

Цель: Раскрыть аспекты психологии семейных отношений, функций семьи, семейных ролей и влияния семьи на развитие детей.

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функция, то к настоящему моменту повсеместно усиливается психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи.

1. Тенденции развития форм брачно-семейных отношений в современном обществе.

Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений
1. Законные (юридически офор­м­­ленные, фиксированные) 1.1. Одиночество 1.2. Незарегистрированное сожи­тельство
2. Обязательно с желанием и наличием детей 2.0. Сознательно бездетный брак
3. Стабильные 3.0. Разводы, повторные брачно-семейные отношения
4. Мужская идеология (установка на главенство мужчины) 4.0. Открытый брак (увеличение самовыражения, аутентичности отношений, толерантности партнеров)
5. Сексуальная верность партнеров 5.1. Внебрачный секс 5.2. Свингерство 5.3. Интимная дружба
6. Гетеросексуальность 6.0. Гомосексуальность
7. Диадичность 7.0. Групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи

2. Основные функции семьи и их характеристика.

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными:

- хозяйственно-экономическая функция;

- репродуктивная функция;

- регенеративная функция (лат. regeneratio – возрождение, возобновление);

- образовательно-воспитательная функция;

- рекреативная функция (лат. rekreatio – восстановление);

- психотерапевтическая функция;

3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции):

- притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

- особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим человеком активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

- эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

- эмоциональный компонент межличностного общения.

Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос – стихийная, страстная, иррациональная любовь – одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа – любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге – спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная; агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.

4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворять многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Классификация основных ролей, описанных Алешиной Ю. Е.:

- ответственный за материальное обеспечение семьи;

- хозяин – хозяйка;

- роль ответственного по уходу за младенцем;

- роль воспитателя;

- роль сексуального партнера;

- роль организатора развлечений;

- организатор семейной субкультуры;

- роль ответственного за поддержание родственных связей;

- роль «психотерапевта».

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослым в семье (Френч и Равен):

- власть вознаграждения;

- власть принуждения;

- власть эксперта;

- власть авторитета;

- власть закона (в интерпретации родителей).

5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.

Семья – важнейший институт социализации личности.

Приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Поведение родителей по отношению к ребенку выражается в следующих параметрах: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Могут быть выделены группы детей по типу социального развития в семье, например: первая - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке; вторая – недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые; третья – не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя.

Социальное развитие детей в семье есть продукт и результат взаимодействия и воздействия родителей на детей. Это зависит от избранного родителями стиля или модели поведения. В общем виде это могут быть такие модели как авторитетный родительский контроль, властная модель, снисходительная модель. Продуктивной моделью является авторитетный родительский контроль.

6. Супружеские конфликты и их профилактика.

«Как известно, - пишет отечественный исследователь В. А. Сысенко, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака».

В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов:

- возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я»;

- на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;

- неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

- на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям;

- финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличения потребностей одного из супругов;

- на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье;

- на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи:

1. Чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка;

2. Способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации;

3. Совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система;

4. Методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7

Психология семейных отношений

1. Тенденции развития семьи в современном мире.

2. Основные функции семьи и их характеристика.

3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.

6. Супружеские конфликты и их профилактика.

Литература

1. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. - М., 1991.

2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - М., 1996.

3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М., 1988.

4. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М., 1992.

5. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. - М., 1993.

6. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Темы рефератов

1. Проблемы молодой семьи.

2. Формирование брачной пары.

3. Психогигиена интимных отношений.

4. Роль отца в семейном воспитании.

5. Психологическая совместимость супругов.

6. Проблемы полового воспитания детей.

План семинарского занятия

1. Обсуждение вопросов семинара, докладов и рефератов (45 минут).

2. Работа в паре. Дайте собственное определение семьи и под этим девизом создайте плакат о своей будущей семье (20 минут).

3. Публикация – защита плаката (по 3 минуты).

4. Анализ итогов парной работы (какой плакат и его защита были самыми интересными, оригинальными) и занятия в целом.

Наши рекомендации