Тема 7. Психология семейных отношений
Цель: Раскрыть аспекты психологии семейных отношений, функций семьи, семейных ролей и влияния семьи на развитие детей.
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функция, то к настоящему моменту повсеместно усиливается психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи.
1. Тенденции развития форм брачно-семейных отношений в современном обществе.
Традиционные брачно-семейные отношения | Альтернативные формы брачно-семейных отношений |
1. Законные (юридически оформленные, фиксированные) | 1.1. Одиночество 1.2. Незарегистрированное сожительство |
2. Обязательно с желанием и наличием детей | 2.0. Сознательно бездетный брак |
3. Стабильные | 3.0. Разводы, повторные брачно-семейные отношения |
4. Мужская идеология (установка на главенство мужчины) | 4.0. Открытый брак (увеличение самовыражения, аутентичности отношений, толерантности партнеров) |
5. Сексуальная верность партнеров | 5.1. Внебрачный секс 5.2. Свингерство 5.3. Интимная дружба |
6. Гетеросексуальность | 6.0. Гомосексуальность |
7. Диадичность | 7.0. Групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи |
2. Основные функции семьи и их характеристика.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными:
- хозяйственно-экономическая функция;
- репродуктивная функция;
- регенеративная функция (лат. regeneratio – возрождение, возобновление);
- образовательно-воспитательная функция;
- рекреативная функция (лат. rekreatio – восстановление);
- психотерапевтическая функция;
3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.
Л. Я. Гозман указывает на многоаспектность эмоциональных отношений (аттракции):
- притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;
- особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим человеком активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;
- эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;
- эмоциональный компонент межличностного общения.
Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».
В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви.
В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос – стихийная, страстная, иррациональная любовь – одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа – любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге – спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная; агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.
4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворять многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
Классификация основных ролей, описанных Алешиной Ю. Е.:
- ответственный за материальное обеспечение семьи;
- хозяин – хозяйка;
- роль ответственного по уходу за младенцем;
- роль воспитателя;
- роль сексуального партнера;
- роль организатора развлечений;
- организатор семейной субкультуры;
- роль ответственного за поддержание родственных связей;
- роль «психотерапевта».
В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослым в семье (Френч и Равен):
- власть вознаграждения;
- власть принуждения;
- власть эксперта;
- власть авторитета;
- власть закона (в интерпретации родителей).
5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
Семья – важнейший институт социализации личности.
Приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Поведение родителей по отношению к ребенку выражается в следующих параметрах: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке, теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Могут быть выделены группы детей по типу социального развития в семье, например: первая - дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке; вторая – недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые; третья – не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя.
Социальное развитие детей в семье есть продукт и результат взаимодействия и воздействия родителей на детей. Это зависит от избранного родителями стиля или модели поведения. В общем виде это могут быть такие модели как авторитетный родительский контроль, властная модель, снисходительная модель. Продуктивной моделью является авторитетный родительский контроль.
6. Супружеские конфликты и их профилактика.
«Как известно, - пишет отечественный исследователь В. А. Сысенко, - брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака».
В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов:
- возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я»;
- на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
- неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
- на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям;
- финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличения потребностей одного из супругов;
- на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье;
- на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи:
1. Чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка;
2. Способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации;
3. Совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система;
4. Методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию № 7
Психология семейных отношений
1. Тенденции развития семьи в современном мире.
2. Основные функции семьи и их характеристика.
3. Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.
4. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
5. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
6. Супружеские конфликты и их профилактика.
Литература
1. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. - М., 1991.
2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - М., 1996.
3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М., 1988.
4. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М., 1992.
5. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. - М., 1993.
6. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Темы рефератов
1. Проблемы молодой семьи.
2. Формирование брачной пары.
3. Психогигиена интимных отношений.
4. Роль отца в семейном воспитании.
5. Психологическая совместимость супругов.
6. Проблемы полового воспитания детей.
План семинарского занятия
1. Обсуждение вопросов семинара, докладов и рефератов (45 минут).
2. Работа в паре. Дайте собственное определение семьи и под этим девизом создайте плакат о своей будущей семье (20 минут).
3. Публикация – защита плаката (по 3 минуты).
4. Анализ итогов парной работы (какой плакат и его защита были самыми интересными, оригинальными) и занятия в целом.