Тема 20.Феномены групповой динамики.
Феномен группового давления. Конформизм. Эксперименты С. Аша, Кратчфилда по изучению конформизма. Исследование М.Шерифом конформизма и групповых норм. Эксперименты С. Милгрэма по выявлению факторов подчинения личности. Современные исследования конформного поведения (М.Дойч, Г.Джерардо). Роль социального контекста и психологического состояния личности в проявлении конформизма. Различия в определении конформизма и групповой сплоченности. Социометрический подход к изучению групповой сплоченности. Принцип деятельностного опосредования и феномен групповой сплоченности (А.В.Петровский; А.И. Донцов). Ценностно - ориентационное единство группы. Феномен нонконформизма. Самоопределение личности в группе как альтернатива явлению конформизма - нонконформизма.
Понимание лидерства как группового психологического феномена. Теоретические подходы к изучению лидерства в социальной психологии. Теория "черт" лидерства и ее связь с харизматической концепцией. "Ситуационная" теория лидерства. "Системная" теория лидерства. Концепция ценностного обмена (Р.Л.Кричевского). Основные содержательные и формальные характеристики стилей лидерства. Особенности делового и эмоционального лидерства. Мотивация лидерства в группе. Лидерство и руководство. Вероятностная модель эффективности руководства (Ф.Фидлера).
Феномен групповой фацилитации. Явление "поляризации группы". Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения. Феномен "сдвига риска" и "сдвига к осторожности" и их роль в объяснении особенностей группового решения. Причины ошибочных групповых решений. Феномен "диффузия ответственности" и его последствия в группе.
Конфликт как процесс внутригруппового взаимодействия и как психологическое состояние малой группы. Функции конфликта в группе. Понятие продуктивности групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе. Факторы эффективности групповой деятельности.
Тема 21. Социально-психологические характеристики больших групп.Большая социальная группа как объект социально - психологического исследования.Понимание больших социальных групп и их сравнение с малыми группами. Виды больших социальных групп (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные, неорганизованные группы - толпы, аудитории, публика. Связь социальной психологии и социологии при исследовании больших групп. Специфика социально - психологического изучения больших групп по сравнению с социологическим подходом.(Г.М. Андреева, Г.Г. Дилигенский, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев)
Факторы, определяющие уровень психологической интеграции больших социальных групп. Влияние степени гомогенности - гетерогенности больших социальных групп на ее интеграцию. Роль внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций, социальной мобильности на интеграцию и дезинтеграцию больших социальных групп. (А.Л. Журавлев, Б.Д. Парыгин, Г.Г. Дилигенский).
Признаки, отличающие большие группы от малых: специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи, традиции); образ жизни группы (интересы, ценности, потребности группы); наличие специфического языка. Структура большой группы: 1)психический склад (социальный, национальный характер, нравы, обычаи, традиции); эмоциональная сфера (потребности, интересы, настроения) (Г.М.Андреева, Г.Г. Дилигенский, Ю.В. Бромлейц, А.И. Горячева). Социальные представления группы (С. Московиси) и менталитет групп.
Психология социальных классов и этнических групп.Понятие о социальных классах. Проблема выделения критериев стратификации общества на современном этапе его развития. Базовые социологические критерии социальной стратификации (П.Сорокин). Традиции исследования психологии классов в американской психологии, европейской и отечественной социальной психологии (Г.М. Андреева). Динамическая структура классовой психологии (классовые потребности, интересы, социальные чувства) (Б.Д. Парыгин). Устойчивые компоненты психологии классов: социальный характер (Э.Фром); привычки, обычаи и традиции класса. Понятие о классовом сознании и самосознании, динамика их содержания на различных этапах общественного развития.
Этнопсихология как наука, рождающаяся на стыке социальной психологии и этнографии. Вундт как основоположник психологии этнических групп. М.Лазарус и Г. Штейнталь о психологии народов как науке. Понимание предмета и задач этнопсихологии в трудах Г. Шпета. Основные подходы к изучению этнической психологии: культурная антропология, психологическая антропология (понятие базовой и модальной личности - А.Кардинер, и Р. Линтон). Концепция национального характера и ее содержание ( М.Мид, Дж.Горер). Мультимодальная концепция национального характера. Взаимосвязь в развитии кросс-культурной, этнической и антропологической психологии (Г.Триандис).
Понятие "психологический склад нации" и "национальный характер". Элементы психического склада нации. Относительность и историчность национальной психологии. Этническая идентификация личности и этническое самосознание. Этноцентризм как свойство этнического самосознания. Концепция "мы - чувства" Б.Поршнева. Практическое значения изучения этнических стереотипов, предрассудков, установок (Т.Г. Стефаненко).