Стадии и институты социализации
В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Выделяются три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе.
2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека - это весь период трудовой деятельности человека.
3. Послетрудовая стадия социализации.Увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии:
· понятие социализации бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются.
· социальная активность лиц пожилого возраста сохраняется. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). По мнению Эриксона, лишьпоследний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Институты социализации– это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учреждения, школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.
Дотрудовая стадия
· Семья - важнейший институт социализации. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» Роль семьи зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм, места проживания.
· Школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является важнейшим элементом социализации. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д).
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет.
Трудовая стадия
· Трудовой коллектив.Специальных исследований этой проблемы нет, хотя некоторые аспекты стиля лидерства или группового принятия решений могли бы иметь значение для анализа таких институтов социализации. Между тем такой поворот этой проблемы помог бы раскрыть причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера.
Послетрудовая стадия
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовойстадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.