Современные представления о предмете социальной психологии
2) конец 50-х – начало 60-х гг.
Что способствовало развитию дискуссии в этот период:
1. Расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Психологический, "человеческий" фактор приобретает значительную роль.
2. Советская психология достигла весьма высокого уровня развития, как в плане теории, так и практических исследований, развитие методологии, квалификации исследователей. «Оттепель» в умах, соц. психология постепенно перестает восприниматься как буржуазное веяние с Запада.
Новое обсуждение предмета, задач и дальнейшего развития соц. псих-и началось со статьи А.Г.Ковалева, опубликованной в журнале "Вестник ЛГУ" в 1959. Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией – с другой.
Три подхода о предмете социальной психологии:
1) Соц. псих-я - наука о "массовидных явлениях психики". В рамках этого подхода иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии ("общественная психология" – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и "социальная психология" – наука об этой общественной психологии).
2) Главный предмет исследования социальной психологии - личность. С одной стороны, больший акцент в изучении делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Наиболее психологичный подход.
3) Синтез двух предыдущих. Соц. псих-я изучает и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д.Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н.Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.
Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
2. Соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией – с другой.
Четыре позиции по данному вопросу: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука "на стыке" психологии и социологии, причем сам "стык" понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает "ничью землю" – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрарито все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин или на границах между ними.
Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же "граница" отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой.