Теоретические подходы к исследованию Я-концепции.
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Многие авторы в исследованиях Я-концепции (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.) опираются на интегративный подход, который отвечает сложному системно-целостному и структурно-иерархическому характеру предмета Я - концепции и объединяет общенаучные и конкретно- психологические принципы, задающие вертикальную структуру ее изучения. Горизонтальная структура раскрывает содержательные признаки предмета познания на каждом уровне его представленности, а также общие и частные особенности. В данном случае выявляются и квалифицируются наиболее важные принципы, имеющие значение для всестороннего исследования Я-концепции.
Онтологический принцип анализирует Я - концепцию как психологическую категорию с точки зрения общих закономерностей существования человека в мире. Человек есть часть мира. Мир приглашает человека к новым взаимоотношениям, призывает к новым взаимодействиям и включает его в жизнь как сознающего себя и свое место в бытии через деятельность, через общение, образуя новые грани Я.
Данный принцип, по мнению способствует раскрытию онтологических механизмов, поскольку Я-концепция имеет внутреннее основание развития и саморазвития, регуляции и саморегуляции, а значит, самосовершенствования. Осознание и понимание себя происходит при интеграции действия механизмов Я-концепции и социально-психических процессов: персонализации, персонификации, идентификации и др. Достижение внутренней согласованности определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта, служит источником ожидания определенного поведения других. Я-концепция предполагает рациональное Осознание особенности той среды, в которой реализуется поведение. Я проявляется в самовыражении, самореализации, самоутверждении, самопринятия, самооценке, саморегуляции, самопобуждения.
Системный принцип открывает возможность исследовать Я - концепцию на пересечении общепсихологических знаний и знаний других отраслей психологии, позволяет изучить Я-концепцию как стержень ее составляющих: самосознания, образа Я, самооценки, самости, духовности, а также с точки зрения индивидных, личностных, субъектно- деятельностных характеристик и проявлений.
Принцип активности отражает способность Я организовывать, синтезировать опыт личности, усиливать или изменять ее позицию в познании и деятельности.
Интегративный подход предполагает выявление соотношения интеграции и дифференциации, позволяет анализировать Я-концепции в плане ее компонентов, структуры и функций. Низкая дифференцированности Я-концепции приводит к ее уязвимости со стороны внешних воздействий, неустойчивому, изменчивому самоотношению, упрощенному представлению о себе, а в ситуации патологии наблюдаются самоуничтожение, расщепление Я. Дифференцированный анализ выявляет способ общения человека с миром, обнаружение Мира в себе и диалог на разных уровнях: Я - это Я, Я как часть Вселенной, Я и Мы. Он обнаруживает характер отношений к самому себе и к другим людям, отражает различные представления о себе, которые могут быть нейтральными, положительными, отрицательными, т.е. могут быть включены в самооценку как понимание человеком своих собственных качеств и свойств в сравнении с качествами и свойствами других людей.
Автономность Я-концепции - ее аффективных и когнитивных, волевых и поведенческих механизмов, «составляющих», их иерархизированность, устойчивость, упорядоченность, их осознание и представленность в индивидуальных личностных смыслах - способствует выбору конкретных методов, технологий познания типологических различий ее составляющих.
Интегративный подход ориентирован на многоплановость, многоаспектность психологического изучения Я-концепции. Актуальными являются интеракционный и социально- ролевой аспекты его реализации. Интеракционистский аспект раскрывает ее становление в онтогенезе через социальное взаимодействие, выражает механизмы и процессы познания людьми друг друга.
Социально-ролевой аспект интегративного подхода описывает взаимодействие социальных ролей и Я, на основе которого формируется Я-концепция. Представления индивида о самом себе основано на выполнении им социальных ролей, на реакции значимым других людей, что приводит к более глубоким изменениям в его Я-концепции. Примером различных стратегий изменения могут послужить процессы персонализации и персонификации. При персонализации индивидуальность отождествляется со своей личностью, тогда различные составляющие Я-концепции управляют человеком. При социализации иногда имеет место процесс идентификации личности со своей ролью - роль руководит действиями, поступками, мыслями человека, роль влияет на Я, иногда доминируя, поглощая сущность человека. При персонификации личность принимает себя полностью: и различные образы Я, и их « тень», и их «лик», не отождествляясь ни с какой своей ролью. Персонификации не всегда является осознанным отношением к себе. Поэтому важно не то, что человек говорит о себе, а то, как он самовыражается. В поведении самопринятие, уровень собственного достоинства, самоуважение проявляются в степени уверенности, с которой человек ведет себя в социальной среде, в межличностных отношениях. Индивидуальные особенности Я-концепции влияют на овладение личностью социальной ролью.
Итак, анализ теоретических подходов к исследованиям Я-концепции позволил интегрировать различные стороны ее изучения в психологии. Представлены различные принципы и аспекты интегративного подхода, применяемого при исследовании Я-концепции. Необходимо отметить, что существуют определенные методы исследования Я-концепции, в частности, опирающиеся на исследование различных её компонентов, представленных в анализе интегративного подхода.