Проблема психологической готовности к школе
Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки прения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития них психических функций В качестве противопоказания к началу обучения К.Д, Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи плохой «выговор слов».
Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внес Л.С. Выготский Прежде всею, необходимо отметить, что Л.С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Нам хотелось бы обратить внимание на следующие два момента в работах Л.С. Выготского, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному тину, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений. Уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьно! о обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой па эти предпосылки.
По данным исследователей, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6 - летними детьми ситуация оказывается еще более сложной. Часто выявляются недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Как показала Н.И. Гуткина. среди записавшихся в школу 6-летних детей меньше половины (40%) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Педагоги! и склонны считать, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Л при приеме в школу упор делается именно на определенные учебные навыки, т.к. многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.
11а самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считал ь. решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Личное! пая н интеллектуальная неготовность к школьному обучению
Ученики с личностной неготовностью к школьному обучению, проявляя детскую непосредственность, па уроке отвечают одновременно, перебивая друг друга, делятся с учителем своими чувствами и соображениями. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнит!, все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам Это. в свою очередь, сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Например, т.н. вербализм. Он связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и др., что не позволяет успешно учиться в школе.
В силу некоторых личностных особенностей лети испытывают значительные трудности в учении. Это может быть:
Высокая тревожность. Она приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителя. Развивается заниженная самооценка, закрепляется неуспех, неспособность проявлять инициативу.
Негативистическая демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. «Уход от реальности» наблюдается в тех случаях, когда демонстративность сочетается с тревожностью. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Исходя из вышеизложенного видно, что психологическая готовность-целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание пли искажение в развитии других.
30.Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Проблема адаптации к школьному обучению.
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. В зависимости от того в каких условиях начинается учебный год первоклассника, процесс адаптации у детей всегда проходит по - разному. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. От того, как протекает процесс социальной адаптации, во многом зависит успеваемость первоклассника на начальном этапе обучения. Социальная адаптация ребенка к обучению в школе это сложный процесс, т.к. на данном этапе взросления ребенок не может еще в полной мере осознавать необходимости обучения. Основная задача педагогов и родителей это заинтересовать и привлечь детей к обучению, помочь адаптироваться им в новых социальных условиях. Результатом адаптации является адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешное последующее обучение.
Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации, которая оказывает негативное влияние на психическое состояние школьника. В это время не рекомендуется повышать нагрузку и увеличивать темпы обучения. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается уже в первом полугодии обучения. Первые недели обучения особенно важны для первоклассника, т. к. именно в это время закладываются основы для развития учебной успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают социальной адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, СП. Ефимова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). Социальная адаптация зависит от множества факторов, а ее успешность индивидуальны для каждого ребенка. При наличии высокого уровня адаптации первоклассник позитивно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко и полно овладевает им, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение. Средний уровень адаптации характеризуется положительным отношением к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, ребенок понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное
содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками.
При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, при этом формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Для того, чтобы ребенок начал осознавать то, что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье. Данный период для детей 6 - 7 лет является проблемным, т. к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызывать проблемы, т. к. у ребенка еще нет друзей и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению