Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов обучения;
- подборе средств воспитания,
- стиле педагогического общения;
- реагировании на действия н поступки детей;
- манере поведения;
- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
-применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.
1.Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:
- преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
2.Аналогично выделяются динамические характеристики.
3.Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
Зарубежные теории личности
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других."\
1. Психобиологическая теория (теория Шелдона. Генетические характеристики, передача по наследству);
2Биосоциальная (Олпорт); Представители считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Во-первых, важно различать то, что Олпорт назвал биосоциальным и биофизическим определениями. Биосоциальное определение во многом соответствует бытовому использованию термина, так как соотносит личность с "социальной стимульной ценностью" индивида. Именно реакция других определяет личность субъекта. Олпорт решительно возражает против утверждения, что личность содержится лишь в "реагирующем другом", и полагает более предпочтительным биофизическое определение, относящее личность исключительно к характеристикам или качествам субъекта. В соответствии с последним определением, у личности есть как воспринимаемая сторона, так и органическая, и ее (личность) следует связать со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.
3. Психосоциальная теория личности; Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека.
Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и20.Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.
4.Психоаналитическая теория З. фрейд;Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).
5.Гуманистическая теория В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту. Почву для современной российской экзистенциально-гуманистической психологии готовит целый ряд выдающихся отечественных ученых. Среди них — С.Л. Рубинштейн, в незаконченной книге которого "Человек и мир", поднимаются проблемы бытия человека, его жизненного мира, соотношения этики и онтологии, смысла жизни и других экзистенциальных вопросов.
13 Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех выполнения той или иной деятельности и легкость (различия в динамике) овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Признаки понятия «способности»: Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Способности делятся на: Потенциальные - не реализуется в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.Специальные (профессиональные) способности - это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Общие способности - это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку и обеспечивающих относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности - составляет ОДАРЕННОСТЬ Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями “мастерство”, “талантливость”, “гениальность”. МАСТЕРСТВО - совершенство в конкретном виде деятельности. . Мастерство - это когда “что делать” и “как делать” - одновременно, т.е. нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения. Мастерство - это изменяющаяся и развивающая структура. "Нет предела совершенству".Под ТАЛАНТОМ понимают высокий уровень развития специальных способностей, их своеобразное сочетание, реализованных человеком в определенной области. Талант также проявляется и развивается в деятельности. Высшая степень творческих проявлений личности называется “ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ”- высший уровень развития способностей выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в РЯДЕ областей деятельности.
10. Учебная деятельность: содержание и структура. УД р/ка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие д-ти (манипуляционная, предметная, игровая). УД предст.собой д-ть, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Анализ предметного (психологического) содержания УД как и любой другой д-ти, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена д-ть: в данном случае— на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и явл ее предме-том, ее содержанием.
УД имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней неск взаимосвязанных компонентов:
1) уч.задача-то,что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2) уч.действия то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
3)действие контроля-сопоставление воспроизве-денного действия с образцом;
4) действие оценки-определение того, насколько ученик достиг рез-та, степени изменений, к-ые произошли в самом р/ке.
Конечная цель УД-сознательная УД ученика, к-ую он сам строит по присущим ей объективным законам. УД, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самост.д-ть ученика, в к-ой он форму-лирует уч.задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. УД ч/з рефлексию на нее р/ка превращается в самообучение.
Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготскому, развиваются в коллективном взаи-модействий людей. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом.
Это относится одинаково к произвольному вниманию, как к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Психологическая природа человека представляет собой сов-ть человеческих отношений, перенесенных внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка.В УД-учителя и ученика. Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов УД- естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации. Однако в теории содержания и строения УД на протяжении десятков лет выкристаллизовывалась идея о том, что основой развивающего обучения служат его содержание и методы организации обучения. Это положение развивалось Л.С. Выготским, а затем Д.Б. Эльк.и. Да-выдовым. Основополагающее значение для теоретиков условий усвоения знаний имела мысль Л. С. Выготского о том, что «обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний». Мышление в процессе УД в какой-то мере аналогично мышлению ученого. При этом предполагается, что знания, характерные для других «высоких» форм общественного сознания, также получают возможность целостного воспроизведения подобным же способом - художественное, моральное и правовое мышление осуществляет операции, имеющие родство с теоретическими знаниями.