Сущность понятия «способности», виды способностей
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или
иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении
деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по
сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса
его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к
психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности
отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять
деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается
неспособность к данному виду деятельности.
Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям
деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие
свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая
природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе
деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и,
наконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения.
Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится
обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек,
находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение
усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному
образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант»
и «гений».
Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации.
Различают общие и специальные способности.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств
личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в
овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая
помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области
деятельности.
Виды способностейСуществуют разные классификации способностей.
По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:
1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на
общие и специальные высшие интеллектуальные способности,
теоретические и практические,
учебные и творческие,
предметные и межличностные.
Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).
Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).
Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.
Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.
Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.
Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.
Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.
Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.
Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.