Имидж. способы формирования имиджа.
«Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту»
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы» [Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М, 199
Можно выделить два типа информационных образов, которые формируются при помощи имиджа. Социальный имидж и имидж индивидуальный. При этом каждый тип имиджа выполняет свою задачу, основанную на своих принципах, и формирует свою технологию. Первый тип имиджа - социальный - используется в политической практике и средствах массовой информации. Второй тип - индивидуальный - используется в деловом и поведенческом контакте. Если для первого типа имиджа основой являются субъективно-объективные отношения, то есть человек-аудитория, то для второго типа - это субъектно-субъектные отношения (то есть человек-человек). Но главное, чем они различаются - целью, которую они ставят перед собой и механизмом создания имиджа. Первая стратегия предполагает формирование имиджа-мифа, фантома, чаще всего, оторванного от своего владельца. Иногда тип имиджа используют в целях получения необходимой поведенческой реакции. Этот способ создания имиджа не предполагает никаких изменений в самом владельце имиджа, а изменяет только представление о нём. Он рассчитан, как писал Макиавелли, на то, что «все могут увидеть, но не каждый может потрогать», а следовательно, «проверить» этот образ в близком общении и личном контакте. Воспринимая такой образ, мы полагаемся на средства массовой информации, которые, как нам кажется, подают разнообразную и многоплановую информацию об объекте. При этом создаётся ошибочное мнение, что мы делаем самостоятельные выводы и формируем «своё собственное независимое мнение», которому впоследствии доверяем.
Социальный имидж основан на следующих принципах:
1) манипулирование - перенос внимания аудитории с одного объекта на другой с помощью расстановки акцентов при подаче информации, когда информация о событии, рассчитанная на оказанное восприятие подаётся сухо и скупо, а шумиха вокруг него - эмоционально бурно;
2) позиционирование - помещение объекта в благоприятную для него информационную среду, ибо всё новое, чужоё, незнакомое воспринимается массовым сознанием как потенциально опасное и разрушающее устоявшийся порядок, и задача заключается в том, чтобы превратить его в законный, полезный и привлекательный, то есть «создать» потерянный образ;
3) мифологизация - воздействие информации на подсознательный уровень, когда подаётся не столько новая информация, сколько идёт подключение к существующим архетипам и уже имеющимися в подсознании представлениям, что основано на потребности человека осознавая дисгармонию своего бытия и бытия окружающего мира, компенсировать её на эзотерическом уровне в виде подсказки «внутреннего голоса»;
4) стереотипизация - создание упрощенно-схематизированного образа, обладающего устойчивостью и традиционной привычностью и основанное на групповых ценностных ориентирах. когда новое видение наполняется старым привычным содержанием, ибо всё знакомое - это хорошее, а незнакомое - плохое, опасное.
При этом стереотип не следует отличать от имиджа:
- если стереотип обобщает сходное, то имидж акцентирует внимание на различном;
- если стереотип обладает относительной устойчивостью, то имидж подвижен, изменчив, опосредован к событиям;
- если стереотип воспринимается готовым, без домысливания, то имидж задаёт направление в образе мыслей носителя имиджа.
Стереотипы и мифотворчество в латентном виде присутствуют в сознании каждого индивида. Поэтому задача специалиста по имиджу (коммуникатора или имиджмейкера) - активировать или усыпить эти представления для создания необходимого образа.
Основными приёмами создания социального имиджа являются: во-первых, эмоционализация - перевод информации с рационального языка на язык эмоций, ибо она легче воспринимается, усваивается, запоминается и ей больше доверяют; во-вторых, вербализация - закрепление идей в хорошо запоминающихся лозунгах и изречениях в виде «наклеивания ярлыков»; в-третьих, детализация - перевод информации на уровень личностного общения, когда образ становится близким, разносторонним, домашним, ибо детали дольше запоминаются; в-четвёртых, акцентирование информации - нужная расстановка акцентов при передачи информации (нужное - подчёркнуто выпукло, ненужное - утаивается или даётся вскользь); в-пятых, архаизация - отвлечь массы в кризисные периоды, когда обостряются инстинкты самосохранения и самозащиты путём ориентации на заниженный уровень потребностей и примитивные реакции (типа «образ врага»); в-шестых, визуализация - появление объекта в сопровождении понятных визуальных символов; в-седьмых, внедрение моделей восприятия - одобрение информации уважаемыми и популярными людьми.
Таким образом, при создании социального имиджа создаётся образ-фантом, а принципы и основные приёмы его создания нацелены на воспринимающую аудиторию, а не на изменение реальных характеристик носителя имиджа.
При создании индивидуально-поведенческого имиджа работа ведётся с конкретным индивидом и корректируются визажные и поведенческие характеристики носителя имиджа, что улучшает его общение с ближайшим окружением, способствуя созданию его привлекательного образа путём обретения таких устойчивых характеристик, которые будут многократно проверены в непосредственном контакте. Это требует от индивида критической самооценки своих данных при желании что-либо конкретно изменить и улучшить
Изменяясь внешне, индивид должен быть подготовлен изменяться и внутренне, ибо любые внешние изменения проецируются на внутреннее состояние.
В состав индивидуального имиджа входят компоненты, которые воспроизводятся и воспринимаются автоматически (голос, жесты), поэтому плохо поддаются корректировке и контролю. Кроме вербальных источников информации надо обратить внимание на паравербальные (телесно-звуковые - выражение лица, поза, ритм дыхания, интонация и др.). Жесты и мимика - составляющие кинетического подсознательного уровня и неосознанно несёт отрицательную информацию, поэтому тяжело блокируется.
Таким образом, сравнение методов создания социального и индивидуального имиджа подтверждает вывод о существовании двух типов имиджа. Если для социального имиджа аудитория является объектом, а имидж понимается как образ субъекта, но при этом опускается работа с внешними данными субъекта, то создание индивидуального имиджа направленно на реального субъекта, то есть на укрепление субъектно-субъектных отношений и имидж понимается как совокупность визажных характеристик и поведенческих навыков.