Внушение как способ воздействия на реципиентов. Виды внушающих воздействий.
Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное -белым. Вот основные характеристики этого явления:
· Может быть индивидуальным или групповым.
· Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.
· Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные.
Психологи выделяют три этапа - раппорт, присоединение и ведение.
Раппорт - это привлечение внимания, та первичная информация, которая позволяет начать общение и создает намерение у партнера его продолжить. Присоединение означает «подстройку» к сознанию человека, завоевание его расположения и доверия (соответствие темпа речи частоте дыхания суггеренда, повторение его поз и жестов), «активное слушание» или «резонирование», программирующие вопросы, вопросы на подтверждение. Во время ведения (собственно речевого воздействия суггестора) учитывается система регуляции суггеренда - кинестетическая, визуальная, аудиальная, дигитальная. Оно строится с учетом запрограммированных для суггеренда выводов и решений. Предпочтительно использование переходов между предложениями с союзами «когда», «если», «потому что», «и» и т.д. - ровный переход от одного предложения к другому вызывает незаметное изменение состояния и облегчает достижение эффекта
Механизмы психического заражения.
Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека.
По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.
Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.
Непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.
Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.
Степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - от уровня развития их самосознания.
Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы.
Основные характеристики этого явления:
· Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.
· Происходит на бессознательном уровне.
· Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике.
· Происходит как на уровне больших, так и малых групп.
· Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.