Предмет и задачи социальной психологии.
Предмет и задачи социальной психологии.
Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Задачи
§ Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
§ Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
§ Массовые психические явления.
§ Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
§ Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.
Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:
§ психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
§ психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
§ психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
§ практические приложения.
2. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
Социальная психология формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.
Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля.
Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.
Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:
1) с развитием языкознания;
2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;
3) становлением массового производства и развитием городов.
На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке.
Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.
Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии.
Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.
Оформляется психологическое направление в социологии. Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социально-психологического знания.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
1) импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;
2) экзистенциальныйнажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;
3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;
5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Функции установки.
Социально-психологические установки — это состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы.
Выделяют четыре функции установок:
1. Функция приспособления. Она связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому личность приобретает положительные установки к полезным, позитивным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям и отрицательные — к источникам неприятных, негативных стимулов.
2. Эгозащитная. Она связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо дает вам отрицательную оценку, это может привести к снижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом ее источником являются не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
3. Ценностно-выразительная. Она связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям аналогичного с нашим личностного типа (при том, что мы оцениваем таковой положительно). Если человек считает себя сильным, независимым, то позитивно отнесется к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно — к противоположному типу.
4. Функция организации мировоззрения. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире; каждый человек имеет определенные о нем представления, частью — научного характера, частью — обыденного. Все эти знания образуют систему. Соответственно система установок — это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. И функция таковых заключается в том, чтобы не доверять или отторгать «опасные факты», — к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новации первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.
Эфект конформизма
Эффект конформизма — это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Условия возникновения конформизма:
· степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
· тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
· численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
· состав группы: конформизм повышается, если, группа состоит из экспертов, члены группы являются значительными людьми для человека, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
· ловушка группомыслия среди людей;
· сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
· статус, авторитет; люди,имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
· наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
· публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради.
Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению.
13.Психология дружбы. Определение и основные характеристики.
Дружба Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. Слово "аттракция" обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Дружба характеризуется наличием определенных правил и норм. Согласно исследованиям М.Аргайла и М. хендерсона:
Правила дружбы – это разделяемые с другими мнения и убеждения относительно того, что должно делать и чего делать нельзя.
Ам. Ученый М. Кнепп разработал коммуникационную модель развития и ухудшения отношений.
5 этапов развития отношений:
1) Вступление – период вступления в контакт и первичного узнавания;
2) Экспериментирование – партнеры узнают друг друга; апробируют общие темы и темы, которых стоит избегать, выявляя ценности и отношение к разным вещам;
3) Интенсификация- отношения усиливаются и предполагают большее раскрытие, основанное на доверии;
4) Интеграция- партнеры начинают разделять друг с другом разные аспекты своей профессиональной и личной жизни;
5) Объединение- публично объявляется, что обязательства взяты и контракт заключен.
Социальный статус.
Социальный статус - это показатель положения, занимаемого личностью или группой в обществе.
Каждый человек обладает несколькими статусами, однако статусы неравны. Положение в обществе определяет главный статус. В его основе лежат должность, профессия человека. Социологи различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи вне зависимости от личных усилий. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации. Реальная стартовая позиция индивида влияет на его отношение к обществу, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом обусловливает дальнейшее поведение личности. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Социальный статус обеспечивает определенные права и возможности личности. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как на внешнем поведении и облике человека, так и на внутренней позиции личности, т.е. на ее установках, ценностных ориентация и мотивах. Каждый статус требует (и дает возможность) выполнения социальных ролей.
Социальная роль.
Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию.
Исполнение роли всегда индивидуально, но оно должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт. Американский социолог Т. Парсонс предложил систему описания ролей личности посредством выделения пяти свойств.
1. Масштаб - часть ролей четко ограничена в пространстве и времени, другая часть размыта.
2. Формализация роли - действие происходит по строго установленным правилам или произвольно.
3. Эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности.
4. Мотивация - роль ориентирует на личную прибыль или на общее благо.
5. Способ получения роли - одни роли приписываются, другие - завоевываются.
Освоение различных ролей личности происходит в процессе ее социализации через деятельность различных социальных групп.
В социальную структуру общества включаются также многочисленные социальные группы.
Престиж (уважение, влияние) - это оценка обществом значимости позиций занимаемых людьми (оценка закреплена общественным мнением).
Половая социализация.
Половая социализация – это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.
Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения – родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2–х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 – 4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 – 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 – 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.
В процессе половой социализации ребенок выступает не только как объект, но и активный индивид, становящийся личностью, т.е. он самосоциализируется.
Самосоциализация – это выбор ребенком из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, а также своего жизненного опыта своего определенного способа поведения.
Механизм групповых санкций.
Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса (например, правом начинать совместную трапезу), и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа. В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, т. е. полное игнорирование «нарушителя». В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы. Достаточно вспомнить уже упомянутые в этой главе хоуторнские эксперименты, которые внесли важный вклад в понимание группового поведения, и, в частности, продемонстрировали роль групповых норм и санкций в детерминации индивидуального поведения на рабочем месте.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП
В настоящее время известно около пятидесяти оснований для классификации.
Американский психолог М. Шоу распределил малые группы по шести категориям в зависимости от привлекательности аспектов групповой жизни для авторов, давших определения:
1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;
2) мотивация членов группы;
3) групповые цели;
4) организационные (структурньые) характеристики группы;
5) взаимосвязь;
6) взаимодействие членов группы.
Ч. Кули подразделял малые группы на первичные и вторичные (нет непосредственных контактов, для общения используются посредники, например, средства связи).
Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные (создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; цели задаются извне, на основе задач, стоящих перед организацией, в которую включена данная группа) и неформальные (возникают и действуют вне рамок официальных организаций; обычно возникают и существуют на основе личных интересов их участников, цели могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций). Неформальная группа может создаваться внутри формальной, а может возникнуть и сама по себе. Проблема соотношения формальных и неформальных групп имеет значение при исследовании вопроса управления и руководства.
Третья классификация подразделяет малые группы на референтные и группы членства. Она введена Г. Хайменом, который экспериментально показал, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы, принятые не в этой группе, а какой-либо иной, на которые они и ориентируются.
Референтная группа – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этой группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.
Нереферентная группа – малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.
Антиреферентная группа– группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает или отвергает.
Последняя классификация является перспективной для прикладных исследований, особенно в сфере изучения противоправного поведения подростков, где остро стоит вопрос: почему группы членства перестают быть привлекательными, почему подросток сопоставляет свое поведение с другой группой?
Существует еще деление на открытые—закрытые группы. В основе лежит степень открытости группы влияниям общества. Закрытость часто используется обществом для достижения задач, не считаясь с последствиями закрытости для ее членов (например, полярные экспедиции).
29. Стили лидерства. Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.
Типология К. Левина - три основных стиля руководства/лидерства:
1. Авторитарный – единоличное принятие решений, исключение инициативы со стороны подчиненных, четкая регламентация. Рекомендуется на производствах, как наиболее подходящий.
2. Демократический – полномочия могут делится между участниками, инициатива поощряется. Имеет преимущество в присутствии творческой тенденции, самоудовлетворение от работы.
3. Свободный ( попустительский) – подчиненным предоставляется полная свобода действий, отсутствие контроля, позиция лидера – избегание. + : проявление себя
-: анархия, дезорганизация.
Сущность метода
§ фиксация определенных единиц содержания,
§ изучает документы в их социальном контексте,
§ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Предмет и задачи социальной психологии.
Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Задачи
§ Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
§ Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
§ Массовые психические явления.
§ Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
§ Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.
Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:
§ психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
§ психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
§ психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
§ практические приложения.
2. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
Социальная психология формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.
Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля.
Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.
Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:
1) с развитием языкознания;
2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;
3) становлением массового производства и развитием городов.
На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке.
Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.
Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии.
Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.
Оформляется психологическое направление в социологии. Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социально-психологического знания.