Тема 2. Структура психики и сознания.
Семинар 3-4
План
1. Биологические основы психики: мозг и психика
2. Развитие психики в филогенезе.
4. Психические процессы, состояния и свойства.
5.Функции психики.
6. Понятие о сознании. Сознание и бессознательное.
7. Измененные состояния сознания.
Вопросы для обсуждения
1. Чем отличается раздражимость от чувствительности?
2. Чем по своей сути является психика?
3. Почему психика появляется с чувствительностью?
4. Зачем нужна нервная система?
5. Перечислите основные отделы нервной системы.
6. Каковы основные функции психики?
7. Что такое сознание?
8. Какова роль бессознательного?
9. Какие измененные состояния сознания вы знаете?
10. В чем состоит значение сна?
Основные подходы к проблеме биологического и социального впсихологии.
Самостоятельная работа студентов
1. Выучить и понять основные термины: «психика», «сознание» и «бессознательная часть психики», «психическая реальность» и др.
2.Изучить бессознательное (по З. Фрейду) Загадки сна и сновидений.
3.Наркомания: в чем состоит проблема личности или общества. Понятие «зависимость мозга»
4.Профилактика наркомании.
5.Прочитать и обсудить содержание статьи: Лаврова О.В. Онтология психического //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-3-12.
Прочитать: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000
Методические рекомендации к изучению темы:
1.При подготовке к занятию создать себе хорошее настроение;
2. Четко сформулировать цели семинара;
3.Выучить ключевые понятия темы.
Литература:
1. Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л.Хофстедтер. - М. :Мир, 1988. - с. 246.
2. Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. - М.: Белводье, 1994. - с. 192
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1., ч. 2, гл. 4 I пер. с фр. Н. Н.Алипова;
Под ред. г. г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - с. 370.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
5. Типы сознания и бессознательного: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К. В. Минск: Харвест, 1998.
6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Интернет-ресурсы:
Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl
Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar
Тема 3. Деятельность, мотивация и общение
Семинар 5
План
1. Понятие «деятельность». Структура, компоненты и виды деятельности.
2. Активность и деятельность.
3. Мотивация: структура и компоненты.
4. Общение: виды, функции, содержание.
5. Взаимосвязь общения и деятельности.
5. Волевые качества человека и проявление воли в достижениях человека.
Вопросы для обсуждения
1. Какие виды деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте их.
2. В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?
3. Почему досуг относят к одному из видов деятельности?
4. Какова структура деятельности?
6. Что такое мотивация?
7. Каково влияние мотивов на содержание деятельности?
8. Почему «деятельность» психология рассматривает как способ существования человека?
9. Какие ученые разрабатывали «деятельностный подход»?
Методические рекомендации к изучению темы
1.Выписать и выучить основные понятия темы из толковых словарей и запомнить.
2. Создать позитивное отношение к изучаемому материалу, т.к. он личностно значим;
Самостоятельная работа студентов:
1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы.
2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе Л.С. Выготского» //Вопросы психологии. 1996г. №..- с.20 -29.
3. Прочитать самостоятельно «Теории мотивации». Ответить на вопрос: « Что общего между рассмотренными когнитивными теориями мотивациями?»
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.:Наука, 1980. - с. 335.
2. А. Н. Леонтьев и современная психология I Под ред. А. В. Запорожца, В. П.Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. - М., 1983.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - с. 356.
4. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского //Вопросы психологии.- 1996.- №5.- с.-20- 29.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - с. 705.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов.
7. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465.
8. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2002. – С.123- 134.
Тема 3. Деятельность, мотивация и общение.
Тренинг - практикум 6.
План
1.Цель: развитие коммуникативных навыков и умений.
2. Правила работы группы.
3. Рефлексия.
Литература:
1.Лидерс А.Г. Тренинг для подростков М. 1999.
2.Прутченков А.Н. Социально - психологический тренинг М. 2002.
3.Технология проведения группового тренинга//Школьные технологии.-2001-№1.-с.123-132.
Самостоятельная работа студентов:
1.Определить особенности общения при помощи комплекса методик. Провести тестирование.
Проанализировать особенности и проблемы своего общения, внести практические рекомендации по оптимизации общения.