Перечень практических и семинарских занятий (наименования, темы)
Занятие 1.Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.
Занятие2.История исследований в области психологии профессиональной
деятельности.
Занятие 3.Сущность и содержание профессионального самоопределения.
Занятие4.Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Способы работы с молодежью по трансляции профессионального опыта.
Занятие 5.Кризисы в профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции.
Занятие 6.Трудовой коллектив. Психологические особенности функционирование трудового коллектива.
Занятие 7.Особенности коммуникативных процессов в коллективе.
Занятие 8.Конфликты в профессиональных коллективах и способы их разрешения.
Методические указания по выполнению заданий на практических и семинарских занятиях
В связи с тем, что трудовая деятельность — важнейший вид деятельности, предполагается, что любая подготовка студентов в университете будет неполной, если у них не сформированы представления и понятия, умения и отношения личности, обеспечиваемые курсом психологии профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины должно быть уделено большое внимание фундаментальным аспектам рассматриваемых в данном курсе вопросов.
Практические занятия имеют целью углубление и закрепление знаний студентов, формирование умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы.
В современном вузе приняты следующие формы практических занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Коллективная форма занятий проводится с целью выполнения одного задания всей группой вместе, сообща. При фронтальной форме занятий все студенты выполняют одно и то же задание, но индивидуально. Групповая форма требует разделения студентов на несколько групп, каждая из которых выполняет самостоятельное задание. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задание.
Семинарские занятия являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого теоретического изучения вопросов, а также предоставляют студентам возможность уточнить какие-то понятия, систематизировать знания, научиться анализировать факты, вести дискуссию, свободно оперировать терминологией.
Цель семинара - синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.
Семинар является гибкой формой обучения, характеризующейся активной познавательной позицией студентов, интенсивностью их самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Семинарским и практическим занятиям присущи следующие основные функции:
• углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;
• развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы;
• формирование аналитического мышления, развитие рефлексии;
• привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;
• контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.
Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, она включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы к промежуточному и конечному формам контроля).
Цели и задачи семинарских и практических работ сводятся к углублению и закреплению знаний и формированию умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы. Деятельность по подготовке к семинарским занятиям включает самостоятельный поиск информации, её глубокое осмысление. Этому способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря.
Практические занятия построены на основе теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельного изучения материала, а также знаний полученных при изучении других дисциплин. Формы практических занятий различны, они могут быть составлены в виде задач, заполнения таблиц, выполнение диагностических тестов по изучаемой проблематики, деловых игр.
Работа может проходить как в индивидуальной так и в групповой форме. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное задание. Групповая форма требует разделения студентов на несколько групп, каждая из которых выполняет самостоятельное задание.
Выполнение практических заданий по диагностике, составлению классификационных схем, работы с терминологическим словарем, участие в деловых играх создает для студентов условия для формирования как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций, которые касаются приемов и методов работы с персоналом, методов оценки качества и результативности труда персонала.
Занятие 1.