Перечень практических и семинарских занятий (наименования, темы)

Занятие 1.Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.

Занятие2.История исследований в области психологии профессиональной

деятельности.

Занятие 3.Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Занятие4.Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Способы работы с молодежью по трансляции профессионального опыта.

Занятие 5.Кризисы в профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции.

Занятие 6.Трудовой коллектив. Психологические особенности функционирование трудового коллектива.

Занятие 7.Особенности коммуникативных процессов в коллективе.

Занятие 8.Конфликты в профессиональных коллективах и способы их разрешения.

Методические указания по выполнению заданий на практи­ческих и семинарских занятиях

В связи с тем, что трудовая деятельность — важнейший вид деятельности, предполагается, что любая подготовка студентов в университете будет неполной, если у них не сформированы представления и понятия, умения и отношения личности, обеспечиваемые курсом психологии профессиональной деятельности.

В процессе освоения дисциплины должно быть уделено большое внимание фундаментальным аспектам рассматриваемых в данном курсе вопросов.

Практичес­кие занятия имеют целью углубление и закрепление знаний студентов, фор­мирование умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы.

В современном вузе приняты следующие формы практических занятий: коллективная, фрон­тальная, групповая, индивидуальная. Коллективная форма занятий проводится с целью выполнения одного задания всей группой вместе, сообща. При фронтальной форме занятий все студенты выполняют одно и то же за­дание, но индивидуально. Групповая форма требует раз­деления студентов на несколько групп, каждая из кото­рых выполняет самостоятельное задание. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное зада­ние.

Семинарские занятия являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого теоретического изучения вопросов, а также предоставляют студентам возможность уточнить какие-то понятия, систематизировать знания, научиться анализировать факты, вести дискуссию, свободно оперировать терминологией.

Цель семинара - синтез изу­ченной студентами литературы, соотнесение ее с мате­риалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.

Семинар является гибкой формой обучения, харак­теризующейся активной познавательной позицией сту­дентов, интенсивностью их самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Семинарским и практическим занятиям присущи следующие основ­ные функции:

• углубление, конкретизация и систематизация зна­ний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

• развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской ра­боты;

• формирование аналитического мышления, разви­тие рефлексии;

• привитие умений вести дискуссию, пропагандиро­вать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;

• контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, она включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы к промежуточному и конечному формам контроля).

Цели и задачи семинарских и практических работ сводятся к углублению и закреплению знаний и формированию умений интеллектуально-познавательной деятельности, навыков практической работы. Деятельность по подготовке к семинарским занятиям включает самостоятельный поиск информации, её глубокое осмысление. Этому способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря.

Практические занятия построены на основе теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельного изучения материала, а также знаний полученных при изучении других дисциплин. Формы практических занятий различны, они могут быть составлены в виде задач, заполнения таблиц, выполнение диагностических тестов по изучаемой проблематики, деловых игр.

Работа может проходить как в индивидуальной так и в групповой форме. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент работает самостоятельно, выполняя индивидуальное зада­ние. Групповая форма требует раз­деления студентов на несколько групп, каждая из кото­рых выполняет самостоятельное задание.

Выполнение практических заданий по диагностике, составлению классификационных схем, работы с терминологическим словарем, участие в деловых играх создает для студентов условия для формирования как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций, которые касаются приемов и методов работы с персоналом, методов оценки качества и результативности труда персонала.

Занятие 1.

Наши рекомендации