Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений

1. "Семейная фотография"для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. *Ψолог просит каждого члена 7и принести 7ейные фото=>чел говорит, почему эти выбрал, какие чувства вызывают и т. д. Насколько близки люди на фото, кого на них нет.

2. "Семейная скульптура" и "Семейная хореография" –социометрич. методики. *ну понятно, лепят друг из друга статую и проигрывают сценки на заданную семейную проблему.

3. "Ролевая карточная игра"- метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику. члены семьи выбирают карты для себя и для других. В картах описаны домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять, и имеется ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или не согласиться с соответствием каждой карты конкретному члену семьи, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать себе.

4. "Семейный ритуал".Цель - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

своеобразный ритуал, созданный психологом и предписанный семье без каких либо объяснений, в расчете на то, что требуемое поведение будет осуществляться членами семьи по аналогии. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.

6. Использование поэзии. *ноу комментс

7. Создание аналогичных ситуаций.Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают клиентам (семьям или отдельным клиентам) более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить.

8. "Сравнение ценностей".Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи. Один список - собственные ценности клиента, другой список представляет ценности партнера с точки зрения клиента.

9. "Экокарта"- метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

10. "Соломенная башня"Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.

Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.

11. "Семейное пространство".Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился. *и вопросы задаёт Ψолог, естественно

12. "Супружеская конференция" и "Семейный совет".Методики представляют собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.

13. "Родительский семинар" для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.

приемы: Лекция. Групповая дискуссия. Библиотерапия. Анонимные трудные ситуации.

14. "Честная борьба"предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций. Представляет собой конструктивный спор, который проводится по определенным правилам. Чисто поржать: Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций используются:

· поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары;

· флажки зеленого и красного цветов, с помощью которых партнеру по общению посылаются сигналы о продолжении или прекращении общения;

· совместное "выколачивание ковра" - парный прием, во время выполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра.

Во время выполнения приема фиксируется, кто из супругов является лидером; кто и сколько наносит ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый супруг.

Вопрос 36=) Понятие психологического тренинга

Тренинг – это активно развивающееся в отечественной психологии в последние три десятилетия направление в обучении различным социально-психологическим явлениям и навыкам. На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг»

Ю.Н. Емельянов: Тренинг -- это группу активных методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

Б.Д. Парыгин: Тренинг -- метод группового консультирования, средство активного группового обучения навыкам общения в обществе, средство воздействия с целью коррекции Я-концепции и самооценки личности, с целью адаптации к новой социальной роли.

Л.А. Петровская: Тренинг -- средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, как средство развития компетентности в общении.

С.И. Макшанов: Тренинг -- многофункциональный метод преднамеренных изменений феноменов человека или группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Основной целью тренинга: повышение социально-психологической и коммуникативной компетентности, развитие личности человека.

Задачи (В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой):

1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.

2. Формирование умений и навыков эффективного общения.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, определяющих успешное

взаимодействие с людьми.

4. Развитие способности к адекватному восприятию себя, других людей и их

взаимоотношений.

5. Коррекция и развитие системы отношений личности. Эти задачи взаимосвязаны.

Не знаю, нужно ли здесь виды(( но оставлю..

Исчерпывающей классификации видов тренинга на сегодняшний день в отечественной психологии не существует.

Наши рекомендации