Классификация видов тренинга В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящевой:

1) Тренинг делового или профессионального общения (соотносится с 1,2,3 задачами). В рамках этого вида тренинга разрабатываются и реализуются различные тренинговые программы, например: тренинг партнерского общения, тренинг ведения переговоров и др. Они используются при повышении квалификации педагогов, врачей, психологов, юристов, менеджеров и других специалистов, в деятельности которых общение является профессионально значимым.

2) Перцептивно- ориентированны тренинг или тренинг сенситивности (реализуется 4 задача). Основной целью которого Л.А. Петровская обозначает обострение чувствительности к групповому процессу, к поведению других людей, т.е. развитие способности к восприятию более полного ряда коммуникативных стимулов (интонация голоса, мимика лица, поза тела и др.). Данная цель, как считают Е.В. Сидоренко и С.И. Макшанов, определяет следующие задачи тренинга сенситивности:

· развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

· осознание и преодоление различных интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями или стереотипизированными фрагментами сознания;

· формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей и предвидеть результаты собственного воздействия;

· развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты.

3) Группы развития личности или в группы личностного роста (реализуется 5 задача).

При переходе от первой ко второй и к третьей, и далее к четвертой и пятой задачам возрастает глубина изменений, происходящих с участниками в ходе тренинга.

Классификация видов тренинга С.И. Макшанова:

1 Программы, направленные на развитие коммуникативной компетентности:

· классический социально-психологический тренинг, разработанный

В.П. Захаровым, Н.Ю. Хрящевой и др

· тренинг сенситивности, направленный на развитие сенситивной способности, без

актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и

состояний партнеров, отношений, складывающихся между людьми.

Ведущим методическим средством сенситивного тренинга выступают

психогимнастические упражнения, которые дают разнообразный материал,

необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной

деятельности, а также формируют среду, позволяющую каждому участнику

развивать свои сенситивные способности.

2 Программы интеллектуального тренинга. К интеллектуальным программам относятся тренинги креативности, принятия решений, гибкости мышления, стратегического мышления и т.д. Основные изменения, получаемые в интеллектуальном тренинге, происходят в характеристиках процесса трансформации образов: точности, быстроты, оригинальности, в навыках управления инсайтными формами мышления, структурирования информации.

3 Регулятивные программы, направленные на развитие навыков самоуправления, целеполагания, уверенности в себе, волевого потенциала личности. К ним относятся различные модификации методов психосаморегуляции, мотивационный тренинг, тренинг уверенности в себе, тренинг философии и стратегии жизни.

4 Программы тренинга специальных умений, к которым относятся программы тренинга ведения переговоров, тренинга формирования команды, тренинга разрешения конфликтов, тренинга формирования философии и стратегии организаций, тренинга продаж.

Рассмотренная классификация видов тренинга охватывает большее количество современных тренинговых программ, реализуемых в отечественной практике, но тоже не претендует на завершенность.

Вопрос 37=) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ

1. Групповая дискуссия

2. Игровые методы

3. Методы, направленные па развитие социальной перцепции

4. Методы телесно-ориентированной психотерапии

5. Медитативные техники

1 Групповая дискуссия -- это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Цели:

· предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

· актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Виды:

· структурированныедискуссии, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки"),

· неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

По характеру обсуждаемого материала (Н. В. Семилет):

· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

· биографические, ориентированные на прошлый опыт;

· интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Групповые дискуссии применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

2 Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные,имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Также к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

3 Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)

4 Методы телесно-ориентированной психотерапии (основателем В. Райх). В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии.

3 основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

5 Медитативные техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер.

Вопрос 38=) Психотерапия как вид оказания психологической помощи

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.

Так, в частности, классическое толкование этому понятию дает "Словарь клинической психологии":

"Психотерапия, П. (от греч. psych — душа и therapeia — уход, лечение) — раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая психотерапия, П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия, П. ); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия, П. )".

Подобная помощь оказывается в двух основных формах психотерапии: индивидуальной (консультирование) и групповой, основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

Психотерапия может быть краткосрочной или длительной в зависимости от цели: корректирующей нарушение (решение проблемы) или ведущей к глубинному изменению личности. Однако психотерапия не только помогает изменить уже существующие нежелательные состояния, но и может служить профилактикой таковых, а также стать весомой поддержкой после перенесенных заболеваний и стрессов (поддерживающая психотерапия, П. ).

В отличие от медицинских наук психотерапия имеет очень широкий спектр средств и методов немедикаментозного лечения, прекрасно сочетаясь с последними и в разы усиливая их эффект. При этом психотерапия является легкодоступным методом лечения, не требующим ни особых помещений, ни аппаратуры — лишь специальные знания, умения и навыки специалиста-психотерапевта, который в процессе терапевтической сессии устанавливает глубокий личный контакт с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), как правило, применяя также другие специальные методы в зависимости от того или иного направления психотерапии.

Психотерапией занимаются люди с различным образованием и подготовкой; это могут быть психиатры, психологи, социальные работники, медицинские сестры. Однако только психиатры как получившие медицинское образование имеют право выписывать лекарства или назначать дополнительные виды лечения. В больницах и клиниках психотерапевты нередко входят в состав лечащей бригады. Пасторское консультирование, сходное с психотерапией, стало в США частью подготовки многих священников. Психоаналитик – это психотерапевт, который прошел дополнительное обучение в психоаналитическом центре или институте.

Вопрос 39=) Психотерапия и психологическое консультирование- сравнительный аспект

Психологическое консультирование - это предоставление человеку информации о его психологическом состоянии: о причинах, механизмах появления психологических феноменов или психопатологического синдрома. Это проведение активного целенаправленного психологического воздействия на клиента для гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Благодаря консультированию стало возможным проведение анализа психологического состояния клиента с проведением психологической диагностики. Психолог предоставляет клиенту объективные данные и дает научную интерпретацию полученных данных, которые должны способствовать решению клиентом общежитейских проблем, способствовать личностному росту клиента.

Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.

Если представить психологическое консультирование и психотерапию как некоторые круги на плоскости, то они будут иметь области пересечения и несовпадающие части.

Консультативный процесс в ряде случаев плавно перетекает в форму психотерапии, если это необходимо и допустимо.

Однако все же остановимся на ряде отличий психологического консультирования от психотерапии.

Психотерапияв большей степени ориентирована на работу с клиническими случаями, когда психологическая проблема клиента доросла до масштабов «болезни», и своей целью видит «лечение» или коррекцию путем решения проблемы психологическими средствами (медикаментозное лечение целиком лежит в области медицины).

Психологическое консультирование предполагает в основном рациональную работу с сознательным и заинтересованным клиентом, в то время как психотерапия же больше работает с бессознательными и иррациональными сторонами жизни индивида.

Консультирование больше предполагает решения, исходящие от психолога, просвещение, информирование и разъяснение, то есть обучение (или чаще переучивание). Клиент получает профессиональный анализ проблемы, необходимые сведения и рекомендации практических действий, которые необходимы для ее решения. Психотерапия более ориентирована на задачи коррекции.

Консультированиечаще, чем психотерапия, использует тестирование (психодиагностику) клиента по каким-то стандартным методикам с целью исследования его личности, либо тех или иных психических особенностей.

Психотерапияболее длительна. Она делится на долгосрочную (от 100 до 400 сеансов) и краткосрочную (от 10 до 30 встреч). Консультирование обычно занимает от одной-двух до десяти встреч.

Психотерапия более специализирована. Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы. Либо он психоаналитик, либо гештальттерапевт, либо приверженец гуманистической психотерапии и т.д. Во-вторых, он обычно специализируется в определенной области психологических проблем. Например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью или лечит фобии и т.д.

Психолог-консультант обычно работает как «сельский доктор», который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в непредвиденных случаях. Поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии (о чем уже говорилось выше), хотя все равно будет работать в своем излюбленном стиле. Также он должен быть начитан в области популярной психологической литературы и уметь изъясняться простым и доходчивым языком. Богатый жизненный опыт и эрудиция, проницательность и эмпатия, уверенность и обаяние личности – важнейшие составляющие успеха психолога.

Сходств между консультированием и психотерапией тоже довольно много.

Как уже говорилось выше, консультирование зачастую перерастает в психотерапию. Даже при небольшом кол-ве встреч (до 10) психологу порой удается добиться решения серьезной проблемы, коррекции и даже того, что называется исцелением.

Теория и техники воздействия чаще всего одинаковы как при консультировании, так и при терапии, поэтому границы между этими областями психологической практики весьма условны, и для многих специалистов, особенно клиницистов, различие между психотерапией и психологическим консультированием носит скорее количественный, чем качественный, характер.

Поэтому, решая к какому именно специалисту обратиться за помощью, важно понимать, какова желаемая цель, которую в ходе такого обращения клиент хочет достичь (но хочу заметить, что довольно часто первоначальная жалоба клиента меняется в ходе работы или всплывают новые аспекты, заслуживающие внимания клиента и психолога).

Индивидуальная консультация может помочь:

--- найти выход из сложной ситуации, например на работе,

--- разрешить конфликт с близкими или друзьями,

--- пережить стресс,

--- подготовиться к какому-то важному событию, определиться в выборе или принятии решения и др.

Психотерапия может помочь:

--- пережить личный кризис,

--- исследовать свой внутренний мир,

--- изменить привычный способ мышления и реагирования,

--- пережить потерю близкого человека,

--- выйти из депрессии,

--- изменить отношения с близкими и др.

. Вопрос 40=) Формы психотерапии

Индивидуальная психотерапия

Групповая психотерапия

Семейная психотерапия

1. Индивидуальная психотерапия -сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент.

По срокам проведения: кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта. Долговременные формы наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

Групповая психотерапия

Специфика заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

· Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

· Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

· Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

· Альтруизм - осознание того, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.

· Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

· Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

· Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

· Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

· Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.

· Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.

Семейная психотерапия

Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

Признаки гармоничной семьи:

· Все члены семьи общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. В здоровой семье открыто проявляются как положительные, так и отрицательные эмоции.

· Ответственность и обязанности разделяются между всеми членами семьи.

· Члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределять и выполнять обязанности другого члена семьи в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).

· Каждый член семьи верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.

· Семья учит уважать других людей, их различия во вкусах.

· Члены семьи обладают общей системой ценностей, знают свои права.

· Существуют семейные традиции, дети знают своих предков.

· Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.

· Уделяется внимание духовной жизни, развлечениям.

· Поощряется совместный прием пищи, альтруизм.

· Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.

41. Кризисное вмешательство как вид психологической помощи.

Кризисное состояние - особые, выходящие за рамки повседневной жизни, состояния, бывающие в жизни каждого человека и возникающие как результат на внешние и другие причины и обстоятельства.

ПРИЗНАКИ кризисной ситуации:

- внезапность

- масштабность

- диструктуивность

- непривычность

ПРИЧИНЫ кризисного состояния

- внешние:

• природные

• социальные

- внутренние:

• соматическая сфера (патологические причины - болезни и травмы)

• психическая сфера (физиологические причины - возрастные кризисы, беременность)

Хэмбли различает:

- кризис обстоятельств, обусловленный внешними причинами (ситуации утраты, невозможность достижения или обретения чего-либо, ситуация насилия, чрезвычайные ситуации и катастрофы)

- кризисы развития, обусловленные внутренними причинами

Компоненты кризисного состояния:

1. эмоциональный. Особенности:

• негативный характер переживаний, "мне плохо"

• высокая интенсивность переживаний, "я этого не вынесу"

• многообразие переживаний

• противоречивость переживаний

• необычность переживаний

• неприемлемость переживаний

• не принятие переживаний

2. Когнетивный и перецептивный компоненты

• проявляется в неспособности человека найти выход из создавшейся ситуации

• в восприятии человека и его отношении к миру

3. ценностный компонент

4. мотивационный и поведенческие компоненты

5. Соматический

МЕХАНИЗМ психологической помощи при кризисе. Алёшина основным средством воздействия определенным образом построенную беседу.

Эффективная псих помощь при кризисе главным образом опирается на терапевтические условия, описанные клиент-центрировнаной психотерапией Роджерса.

Принципы:

1. Принятие индивидуального мира клиента (я понимаю, я представляю как это трудно, то, что с вами происходит это нормально; в этих обстоятельствах это вполне нормальная реакции; мне понятно ваше состояние)

2. Эмпатическое понимание собеседника

3. Активное слушание (безмолвное слушание, повторение, перефразирование, резюмирование)

4. Вербализация эмоционального опыта клиента

5. Представшие искренней обратной связи

Результат представления псих помощи при кризисной ситуации: главные задачи работы:

1. Понимание консультантом клиента

2. Понимание клиентом самого себя

Результат:

-Клиент переходит от состояния раздробленности к ощущению целостности.

- Вместо ощущения безысходности появляется видение перспективы

- клиент начинает принимать за себя ответственность за происходящее с ним, за свою жизнь и тд

- начинает осознавать свои мотивы и желания

- выходит из состояния изолированности от других людей

Основные правила кризисной помощи:

- не спеши

- иди туда, где боль (необходим разговор о чувствах)

- побуждай к описанию, а не к объяснению

Вопросы:

- как вы себя чувствовали

- что вы ощущали

- какие чувства вы испытывали

+

- не спорь, не манипулируй

- будь искренним, предоставляй обратную связь

Организация псих помощи в кризисной ситуации: выделяют следующие организационные формы:

1. Телефоны экстренной псих помощи (ТЭПП)

2. Очное консультирование

3. Психологический дебрифинг

ЭТАПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ (не то же самое, что стадии горя!)

1. Принятие реакции на ситуацию

2. Переживание чувств. Со стороны консультанта - сопереживание (соединение, переход и проживание).

Проф сопережевание преследует 2 главные цели:

- человек не остается в изоляции

- человек переживает эту ситуацию правильно с минимум ущерба для себя

Процесс сопережевания включает:

  • подробный разговор о кризисной ситуации
  • эмпатическое понимание и безусловное принятие эмоц реакции человека на кризисную ситуацию
  • вербализацию консультантом чувств клиента
  • оценку переживаний человеком как естественных в данной ситуации
  • рефлексия собственных чувств консультанта и предоставление искренней обратной связи клиенту

3. Обретение смысла. Только после того как человек принял и пережил он может решить для себя, как ему относится к ситуации и как жить дальше.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ

1. Создание атмосферы принятия или безопасной атмосферы

2. Взаимоотношения между клиентов и консультантом - это отношения между людьми, субъект-субъектные

3. Наличие у консультанта соответствующих проф навыков: техники активного слушания, техники вопросов, эмпатического слушания итд

4. Внутрення готовность специалиста обсуждать маргинальные темы (которые не поддерживаются обществом)

5. Презумция значимости кризисной ситуации

Организация психологической помощи телефон и т.д. (раньше д б )

И вот, можете хоть распечатку взять с собой и показать:

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ:

  Код Телефон Время работы
Минск:
для взрослых 8 017 круглосуточно
  8 017 круглосуточно
для детей и подростков 8 017 круглосуточно
Минская область: 8 017 2020401 - круглосуточно
Борисов 8 01777 3 44 63 1500-1700
Вилейка 8 01771 5 14 98 8 00-16 00
Молодечно 8 01773 5 46 44 20 00 -8 00
Слуцк 8 01795 5 53 33 8 00-18 00
Солигорск 8 0174 22 11 22 9 00-16 00
Жодино 8 01775 3 51 02 13 00-15 00
Брестская область:
Брест 8 0162 40 62 26 круглосуточно
  8 0162 20 15 55 круглосуточно
Барановичи 8 0163 41 60 80 9 00 - 17 00
Витебская область:
Новополоцк 8 0214 53 25 75 8 00-20 00
Полоцк 8 0214 43 22 20 8 00-20 00
Орша 8 0216 21 00 19 8 00 - 20 00
Витебск 8 0212 43 22 93 круглосуточно
Гомельская область:
Гомель 8 0232 37 91 91 8 00 - 24 00
Гродненская область:
Гродно 8 0152 8 00 - 24 00
Могилевская область:
Могилев 8 0222 47 31 61 круглосуточно
  8 0222 22 26 81 8 00 - 20 00 (будни)
Бобруйск 8 0225 43 40 24 круглосуточно

Наши рекомендации