Психическое и психологическое здоровье
В Психологических и медицинских науках существует много понятий, которые дают возможность оценить функционирование человека на всех уровнях его организации.
Наиболее существенными являются понятия психическое и психологическое здоровье.
Термин психическое здоровье был введён В.О.З. в 1979 году в США, он отождествлялся с понятием mental hails, обозначающие успешное функционирование психических функций, обеспечивающие продуктивную деятельность человека, установление отношений с другими людьми, способность адаптироваться к условиям окружающей среды.
С раннего детства и до поздних лет психическое здоровье составляет основу компетентной деятельности и эмоционального роста.
В других определениях понимается, что психическое здоровье – это относительно устойчивое состояние бытия, в котором индивид удовлетворён собой и чувствует интерес к жизни.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующиеся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающие адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Это такое состояние индивида, характеризующиеся целостностью и согласованностью всех психических проявлений. ( Психологический словарь).
Понятие психологическое здоровье было введено Дубровиной.
Если термин психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам, то термин психологическое здоровье относится к личности в целом, и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Многие исследователи указывают на тесную связь данных понятий. Братусь выделяет 3 уровня здоровья:
1.) Психофизиологическое здоровье – может пониматься как психическое.
2.) Индивидуально-психологическое
3.) Личностное
Два последние могут пониматься как психологическое здоровье.
Если обобщить взгляды учёных на проблему психологического здоровья, т о можно сказать , что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия и вкл. В себя следующие компоненты:
- социальный;
- эмоциональный;
- интеллектуальный;
Бахальян даёт следующие определение понятию психологическое здоровье – это динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяющее актуализировать свои индивидуальные и психологические возможности на любом этапе развития.
Черты психологически здоровой личности (Ананьев):
1.) соматическое здоровье;
2.) самоконтроль и соответствие реакций адекватных раздражителю;
3.) умение различать реальные и идеальные цели;
4.) умение регулировать своё поведение в соответствии с социальными нормами.
Выделяют ряд существенных признаков при описании психологического здоровья:
1.) Осознанности и осмысленность человеком собственного внутреннего мира.
2.) Полнота переживаний
3.) Способность совершать наилучший выбор в конкретной жизненной ситуации;
4.) Способность выражать себя;
5.) Чувство свободы;
6.) Ощущение собственной дисциплинированности;
7.) Социальный интерес;
8.) Состояние стабильности, оптимизм;
Критерии психологического здоровья;
1.) Рефлексия;
2.) Стрессоустойчивость;
3.) Умение находить собственные ресурсы в трудных ситуациях;
4.) Полнота эмоциональных проявлений;
5.) Самопринятие;
6.) Самообъктивность;
7.) Наличие системы ценностей;
Уровни психологического здоровья:
1.) психл. Зд-е на витальном уровне (адекватное отношение человека к своим биологическим потребностям)
2.) психл. Зд-е на социальном уровне (адекватное отношение человека с окружающими людьми. Оно определяется нормами, моралью, ценностными ориентациями.)
3.) психл. Зд-е на экзенстенциональном уровне (ориентация человека на свой глубинный мир. Наличие смысла жизни)
Вопрос 10
Модели психологической помощи.
Выделяют следующие модели:
Педагогическая модель.
Базируется на гипотезе о недостатке педагогической компетентности у родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи главным лицом является сам ребёнок.
Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер. Он выступает в роли специалиста, которому известны проблемные приёмы и способы воспитания.
Диагностическая модель.
Основывается на предположении диффицита специальных знаний у родителя об притятии того или иного решения относительно своего ребёнка. Модель предполагает оказание помощи, в виде написания диагностического заключения. Объектом исследования оказываются дети, с отклоняющимся от нормы поведение и с трудностями в развитии, или учёбе.
Социальная модель.
Основывается на предположении, что семейные проблемы и трудности это результат неблагоприятных обстоятельств. Помимо анализа сложившейся жизненной ситуации данная модель предполагает, непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиента.
Медицинская модель.
Предполагает. Что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния личности одного из членов семьи. Одного из супругов, ребёнка.
Психологическая модель.
В основе семейных трудностей, или неудач лежат сложности во внутресемейном общении, а также личностные особенности членов семьи. В качестве основного орудия использует закономерности человеческого бытия и общения. Т. е. основываясь на этих закономерностях, специалист пытается усилить внутресемейные ресурсы семьи целиком, и каждого её члена в отдельности, которые необходимы для того, чтобы справиться с затруднениями. Такая модель помощи должна предшествовать во времени всем предыдущим.
Вопрос № 11 надеюсь это
психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
· сохранение доверия между психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.