Становление психологической помощи
Вопрос 6
Принципы психологической помощи (этические)
Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.
Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать.
Вопрос 7
В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы работы — индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной.
Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна всех случаях, когда характер проблематики требует развивающей и обучающей направленности, а направлен утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. В отечественной традиции подобную практику все чаще именуют “внемедицинской психотерапией”. Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течении “анонимные алкоголики” или “движении за актуализацию человеческого потенциала”, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Возможность разноплановой обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе — важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.
Вопрос 8
В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога-консультанта в обществе.
Первая из трудностей состоит в том, что психолог-консультант работает не с ситуацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний человека. Во-вторых, прояснение подлинных мотивов или жизненных смыслов человека в процессе получения соответствующей психологической помощи может вообще сделать излишней саму жизненную ситуацию, т.к. она является производной от психологических проблем клиента. В-третьих, если в остальных профессиях межличностные отношения играют важную, порой даже определяющую роль, а иногда не играют никакой роли, то при оказании психологической помощи именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога-консультанта, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, играют определяющую роль в процессе и, в конечном итоге, в действенности психологической помощи. Уже первая встреча, первая беседа психолога с обратившимся к нему за помощью человеком подчас оказывается решающей и в том, и в другом смысле. Не случайно одним из важнейших ориентировочных критериев для выбора психолога или психотерапевта является следующий: «Почувствовали ли вы облегчение после первой беседы?» (см.: Quinett P., p. 191). И не случайно поэтому в одном из известнейших американских учебников по психологическому консультированию говорится: «Если бы психологическая помощь сводилась только к приемам, необходимость в самих консультантах была бы ничтожной», а такой всемирно известный авторитет, как Карл Роджерс, поместил целый ряд вопросов, освещающих именно человеческое, личностное «измерение» в практике психологической помощи.
Очевидно, что нарушение процесса на любом из уровней, в любом из звеньев, делает невозможным полноценное принятие.
Вопрос 9
Вопрос 10
Педагогическая модель.
Базируется на гипотезе о недостатке педагогической компетентности у родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи главным лицом является сам ребёнок.
Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер. Он выступает в роли специалиста, которому известны проблемные приёмы и способы воспитания.
Диагностическая модель.
Основывается на предположении диффицита специальных знаний у родителя об притятии того или иного решения относительно своего ребёнка. Модель предполагает оказание помощи, в виде написания диагностического заключения. Объектом исследования оказываются дети, с отклоняющимся от нормы поведение и с трудностями в развитии, или учёбе.
Социальная модель.
Основывается на предположении, что семейные проблемы и трудности это результат неблагоприятных обстоятельств. Помимо анализа сложившейся жизненной ситуации данная модель предполагает, непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиента.
Медицинская модель.
Предполагает. Что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния личности одного из членов семьи. Одного из супругов, ребёнка.
Психологическая модель.
В основе семейных трудностей, или неудач лежат сложности во внутресемейном общении, а также личностные особенности членов семьи. В качестве основного орудия использует закономерности человеческого бытия и общения. Т. е. основываясь на этих закономерностях, специалист пытается усилить внутресемейные ресурсы семьи целиком, и каждого её члена в отдельности, которые необходимы для того, чтобы справиться с затруднениями. Такая модель помощи должна предшествовать во времени всем предыдущим.
Вопрос № 11 надеюсь это
психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
· сохранение доверия между психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Вопрос № 12
Первое из этих направлений, восходящее к И. М. Сеченову,— медико<биологическое (психоневрологическое, физиологическое), связанное с именами И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, М. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, психиатров С. С. Корсакова и П. Г. Ганнушкина, — имело ярко выраженную естественнонаучную направленность в своих идеях, представлениях и методах и ориентировалось на идеалы классической науки своего времени: объективность истины, проверяемость и достоверность эмпирических данных, причинно-следственный детерминизм. Это направление составило основу последующих медицинских моделей отечественной психотерапии (В. Н. Мясищев, В. М. Блейхер, Б. Д. Карвасарский, В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно, и др.). Кстати, именно в рамках этого направления в Казани, а затем и в Москве было создано первое в России психоаналитическое общество, издавались и обсуждались труды З. Фрейда, развивалась русская школа психоанализа. (Это был кусочек из бондаренко)
– это экспериментальные методы исследования деятельности НС и органов чувств, формирование психофизики, псметрии, теорий ощущений и восприятия. лекция
Больше ничего нет о медико-биологическом направлении…….. …….Это по медико-психологической помощи
Я думаю здесь можно сказать о том, как важна помощь психолога людям с тяжелыми заболеваниями, с ампутированными конечностями, онкологией и тд.
Основные подходы к организации медико-психологической помощи при определенной их специализации в целом соответствуют, используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи:
- Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтические кабинеты лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированные центры, психотерапевтические отделения многопрофильных больниц.
· Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
· Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и реализуется в раз-личных медико-реабилитационных мероприятий.
Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебно-профилактического учреждения является расположение его рабочего места: в учреждениях (центрах) и подразделениях психотерапевтической службы — психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, во внебольничных учреждениях психиатрической и наркологической служб — психоневрологический и наркологический диспансеры, в психиатрическом и наркологическом стационарах, психотерапевтических подразделениях, в том числе подразделениях кризисной службы. Рабочее место (лаборатория) клинического психолога организуется также и в других учреждениях и подразделениях — кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.
Развитие психологии в здравоохранении в уже определившихся в настоящее время правовых рамках в наибольшей степени соответствует ее задачам в конкретных социальных и культурных условиях современной России. Социально-экономические проблемы на этапе реформирования государства, переживаемые каждым гражданином, только усиливает значение клинической психологии как области науки и практической деятельности, способной в возможной для медицинской практики мере оказать влияние на негативные последствия переживаемых трудностей для личности, семьи и общества, и нацеливает организаторов здравоохранения на скорейшее внедрение в практику оправдавших себя теоретических и практических достижений психологических наук.
Таким образом, к практическим задачам клинического психолога при работе в реабилитационном центре, отделении относятся:
- Экспериментально-психологическое обследование сложных больных для дифференциальной диагностики с целью прогноза и перспектив терапии и социально-трудовой реабилитации.
- Экспериментально-психологическое обследование с целью объективизации динамики психологической составляющей состояния больного для учета эффективно-сти социально-трудовой реабилитации.
- Экспериментально-психологическое обследование с целью оценки степени и структуры нарушений психического функционирования при проведении социально-трудовой реабилитации.
- Психологический анализ особенностей семейной жизни.
- Прихокоррекционные мероприятия для реализации лечебно-реабилитационных мероприятий на различных этапах этого процесса направленные на предотвращение индивидуально- и социально-психологических последствий перенесенного психического расстройства, преодоления изоляции, явлений «госпитализма», развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования «жизненной перспективы».
- Психологическое воздействие с целью оптимизации семейно-супружеских отношений.
- Психологическая работа со здоровым микросоциальным окружением пациента на различных этапах реабилитации.
- Психологическая коррекция социально-трудовых возможностей с их осознанием пациентом, выбор направления профессиональной реализации, помощь в социально-трудовой адаптации.
Вопрос № 13
Вопрос № 14
Современные тенденции:
1.возобновление, восстановление и становление на отечественной почве как прерванных, так и не существовавших традиций, соответствующих основным психотерапевтическим парадигмам (психодинамический подход, гуманистическое направление, трансперсональная психология и т.п.), хотя и несущих на себе выраженные черты эпигонства, но осуществляющихся в корректном научном и культурном обрамлении.
2. развитие — по большей части на американизированной основе или же на классической, павловской, — наиболее близких и привычных нам традиций поведенческой психотерапии и ее когнитивно-ориентированных ответвлений (“нейролингвистическое программирование”, эриксоновский гипноз, “кодирование” по методу А. Довженко и т.п.).
3. восстановление отечественных подходов к психологической помощи человеку, сформировавшихся на основе духовных традиций русского Православия и классической русской философии.
4. отчетливо проявляющаяся тенденция к собственно научной рефлексии как теории, так и практики оказания психологической помощи. Тенденция, идущая от традиционно мощной гносеологической традиции в советской философии и основанная на концептуальном аппарате и методологии современной науки.
Основные принципы работы психолога-практика:
1. Принцип активности личности.
2. Принцип ответственности личности.
3. Принцип трактовки психологической проблематики как психотехнической по предмету и методу.
4. Принцип диалогического характера психотерапевтического взаимодействия.
5. Принцип системности в деятельности психолога-консультанта.
6. Принцип выделения в проблематике клиента специфики психологической проблематики.
7. Принцип обратной связи.
8. Принцип деятельного опосредования психологических и социально-психологических образований.
9. Принцип символической материализации социально-психологических феноменов.
10. Принцип органического единства интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики.
11. Активизация гуманистических ценностей.
12. Принцип принятия или особого соответствующего эмоционального отношения консультанта к клиенту.
Все это порождает напряженные поиски, стремление не только к формированию и оформлению профессиональных
бондаренко
В реальности выделяют 2 психол. Вида аказания помощи: в соц форме помощи (пособия по безработице, денежные выплаты и тд.), в форме традиционной мед помощи (наркологическое, терапевтическое).. лекция
Вопрос № 15
Классический психоанализ.
Представление о человеке. Человек — природное существо, которым управляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания.
Все помним про либидо. Про структуру личности: ИД (оно: первичный источник пс. активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия), ЭГО (я: центральная инстанция саморегуляции личности, управляемое принципом реальности, контролирует поведение), СУПЕР-ЭГО (сверх-я: моральная инстанция личностного я, производит оценку действий с точки зрения допустимости с общ. нормами, правилами.
Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
Защитные механизмы. З. Фрейду принадлежит важнейшая идея, относящаяся к собственно психотерапевтическому процессу: положение о психологическом сопротивлении клиента, выражающемся в том, что его Эго защищает себя с целью избежать “боязни” от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы сопротивления различны: юмор, молчание, засыпание и т.п. Но наиболее существенным для психотерапии является такая форма сопротивления, как “перенос”(“трансфер”), — перенесение на психотерапевта чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами. Также такие механизмы как отрицание (не замечает неприятных для него фактов и явлений), рационализм (псевдообъяснение: клиент на место реальных, действительных мотивов и причин своих действий подставляет другие, рисующие его в более привлекательном свете), регрессия, вытеснение и тд.
Цели психологической помощи. В классическом психоанализе выделяются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения)) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.
Роль психолога)консультанта.В классическом психоанализе роль и позиция психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована*.Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать “перенос” и работать с “контрпереносом”; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента.
Требования и ожидания от клиента. Во-первых, от клиента ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, предполагается полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до нескольких лет) периоду совместной работы. В-третьих, в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен личной жизни на протяжении курса психоанализа.
Психотехника в классическом психоанализе. Классический психоанализ включает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толкование сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ переноса.
а) Метод свободных ассоциаций предполагает порождение произвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Для консультанта-аналитика важны: содержание, последовательность и блокировка в высказываниях. Последние два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить которую обязан психоаналитик.
б) Толкование сновидений. проявляются скрытые от сознания переживания. сновидение -не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс трансформации их в более приемлемую для принятия и совладания форму.
в) Интерпретация, т.е. толкование, объяснение, включает в себя три процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование) и перевод на язык повседневной жизни клиента. Основные правила интерпретации таковы:1) идти от поверхности вглубь;2) интерпретировать то, что клиент уже способен принять;3) прежде чем интерпретировать то или иное переживание, указать клиенту на защитный механизм, лежащий в его основе.
г) Анализ сопротивления. Основная функция этой техники — обеспечить осознание клиентом своих эго-защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая то обстоятельство,что именно сопротивления Эго являются главной помехой на пути осознания различных проблем.
д)Анализ переноса (“трансфера”). В классическом психоанализе перенос постулируется в качестве непременного атрибута психотерапии и специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.п.). Анализ “невроза переноса” —ключевой момент психотерапии, т.к. способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживания клиента таким образом, что фигура психотерапевта становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых пяти лет жизни.
Техники в РЭТ.
1. Обсуждение и опровержение иррац. взглядов: Дискуссии
2. Когнитивное Д\з: связано с самоанализом + переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рац-эмотивное воображение: клиента просят вообразить трудную для него ситуацию+чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра —роигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации (несущие в себе самообвинение и самоуничижение).
5. Атака на страх — техника состоит в Д\З, смысл кот. состоит в том, чтобы выполнить действие, обычно вызывающее страх или психологические затруднение у клиента.
РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ
У. Глассер, работая в школе для девушек с отклоняющимся поведением, разработал свою концепцию, основное назначение-обучение ответственному и реалистичному поведению в контексте реальности, какая она есть.
Основные положения концепции.
Ч = самодетерминирующееся существо, обладающее Ψ потребностями: принадлежности, достоинства, свободы. Человек — Sb собственной жизни, субъект мира, который он создает для себя.
Отсюда 1 положение: Л сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля.
2 положение: Л сама выбирает желаемый мир и поведение, осуществляя контроль над ними.
3 положение: отрицание медицинской модели психотерапии и терминологии.
4 положение гласит:успешность персонализации и позитивная Л направленностьусловие>Л здоровье.
Психотерапия К. РОДЖЕРСА
подход «центрированный на клиенте».
Основные понятия. в центре: личность клиента
Нет терминов и понятий:“психотик”, “невротик”, “интерпретация”, “суггестия”, “научение”итд
Отношения между психологом и клиентом:глубокое уважение к человеку, вера в его способности.
Основные понятия концепции:
Эмпатия — сопереживание психолога к феномену клиента
Забота —безусловного принятия клиента таким, какой тот есть, + с готовностью откликнуться на актуальное состояние и с перспективой видения личностного потенциала клиента.
Конгруэнтность— соответствие реальности (чувств, переживаний)
Ψ климат —понятие, котороевключает всю гамму переживаний от самых болезненных до самых возвышенных, подлинное проявление кот. создает возможность для личностного роста.
Самость (self) — центральное понятие в концепции. = целостность, включающая в себя телесный и духовный опыт. + это система внутренних отношений, связанная с внешним миром и явленная человеку в его “Я”.
ГЕШТАЛЬТ)ТЕРАПИЯ
— одна из разновидностей экзистенциальной психотерапии, течение, входящее в русло гуманистического направления. Основательà Фредерик Перлз и Дж. Морено.
Основные понятия и положения гештальт:терапии
“Здесь и сейчас” — не просто декларация или призыв, а существеннейшим моментом консультативного процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний.
“Незаконченное дело”— Согласно концепции “незавершенного дела”, неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего (пример: обида)
Избегание — поведение связанное с способами ухода от признания и принятия “незавершенного дела”. (защита)
Уровни невротичности — Согласно Ф. Перлзу, который любил метафорически сравнивать структуру личности с луковицей, нужно сбросить пять слоев невротичности, чтобы достичь Ψ зрелости:
1) слой фальшивого ролевого поведения (привычные стереотипы, игры, роли;
2) слой фобий, на котором клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями;
3) слой “тупика и отчаяния” — моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности;
4) слой доступа к своему подлинному “Я” (когда человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней;
5) слой эмоционального взрыва, когда клиент сбрасывает с себя фальшивое и наносное и начинает жить и действовать от своего подлинного “Я”).
Энергия и блокирование энергии —в напряжении (прежде всего телесном-поза, жесты, взгляд, тон голоса и т.п.),
Первичная профилактика
Состоит из комплекса мероприятий первичной Ψ диагностики. Направлена на выявление лиц, находящихся в зоне повышенного риска Ψ травматизма. После первичной диагностики → определение основных проблем Ψ характера, которые привели к трудностям в адаптации, усилении конфликтности и агрессивности, возникновению неуверенности, замкнутости и др. проведение дружественной)) беседы как средства предоставления первичной Ψ помощи Ч..
Информирование населения (статьи, брошюры ,выступления специалистов по радио и, телевидению)
Ψ консультирование
Ψ консультирование заключается в предоставлении Ψ помощи в поиске путей решения проблемной ситуации, ( во время возникновения межличностных конфликтов, семейных трудностей, экзистенциального кризиса)
Ψ консультирование осуществляется на основе поданного к специалистам Ψ службы запроса.
Ψ консультирование предусматривает несколько этапов:
1) анализ сущности, внутренних и внешних причин возникновения проблемной ситуации;
2) определение личностного видения проблемной ситуации клиентом;
3) поиск возможных путей решения ситуации;
4) поиск ресурсов для преодоления проблемной ситуации.
задач консультанта:
- предоставление эмоциональной поддержки;
- изменение субъективного отношения к проблеме;
- повышение стрессовой толерантности;
- усиление реальной ответственности за собственные действия в решении проблемной ситуации.
Психологическое консультирование осуществляют квалифицированные специалисты Ψ службы.
Ψ коррекция
Ψ коррекцияпредставляет собой психологическое вмешательство в более глубокие пласты структуры личности.
Психокоррекция всегда имеет дело с уже сформированными стереотипами реагирования; личностными чертами, характерными поведенческими проявлениями, которые мешают личности свободно адаптироваться и развиваться.
Психокоррекция предусматривает обеспечение осознания клиентом своих «слепых пятен», привычных неэффективных способов реагирования + на основе осознанного и пережитого - формирование способности более эффективно реагировать, которая позволяет адаптироваться и реализовать себя.
Коррекция может проводиться в форме индивидуальной и групповой работы.
Индивидуальная психокоррекционная работа - достаточно длительна и происходит по запросу, который поступает к консультантам Службы.
Групповая психокоррекцонная работа осуществляется в пределах работы учебно-коррекционных групп.
МОДЕЛИ ПС.-ПРОФИЛАКТИКИ
*вопрос на эрудицию, ибо учебники молчат, гугл нем как партизан, или я такая лузер на информацию*
!!!! + см. вопрос 21.формы пс-проф.
Специалистами ВОЗ выделяют следующие современные модели первичной профилактики: модель моральных принципов;
· модель запугивания; (= Вторая форма работы – информирование с запугиванием.(вопр. 21.) )
· модель фактических знаний; (Вторая форма работы – информирование без запугивания)
· модель аффиктивного обучения; (Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. )
· модель улучшения здоровья. (Пятая форма - организация здорового образа жизни.)
В целом можно констатировать, что большая часть отечественных программ профилактики злоупотребления ПА является переработкой зарубежных программ. *ха-ха, чего и стоило ожидать*
Программы, разработанные в рамках моделей, различаются по стратегии ведения профилактической работы и показывают разную эффективность при работе с различными категориями населения.
Задачи
- Теоретические
a) конструирование и апробация ПД-х методик
b) разработка требований, предъявляемых к ПД-м методикам
c) выработка правил проведения ПД-го обследования и способов обработки полученных данных и интерпретация результатов.
- Практические
a) установление норм для Человека того или иного пс-го свойства
b) определение степени выраженности или развития этого свойства (колич. показатель)
c) сравнение степени развитости изученного свойства у разных групп людей