Системно-структурное представление о личности.

Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлена в виде восходящей структуры с коодинатами самосознания и сознания

Резльтатами процессов индивидуации и индивидуализации являются:

1) Оптация личности. Оптация или оптированность поведения личности выражаетсямерой типологически определенного сочетания реактивных и активных его компонентов, репрезентирующих индивидные свойства человека в структуре личности прежде всего-его психическую организацию

2) адаптация личности выражается в индивидуальном своеобразии типологически определенного поведения человека. Это поведение образуется в результате педагогических по своему содержанию наставлений примерами и знаниями

3) интернализация личности- являясь продуктом и условием субъективации, она выражается мерой рефлексивных и активных компонентов самодеятельности человека, мерой саморегуляции его поведения. Интернализация компенсирет собою стереотипичность поведения, обеспечиваемую характером человека.

4) интеграция личности- интеграция или актуализация свойств личности является продуктом и условием процесса их объективации. Она выражается мерой реализации человеческого потенциала в содержании всех видов деятельности и на протяжении всего жизненного пути человека. В явлении своей актуализации личность как объект представляет собой психологическое основание социализации человека.

Соотношение биологического и социального в структуре личности.

Номер и название подструктуры Системно-структурное представление о личности. - student2.ru направленность Элементы в подстрктуре Потребности, мотивы,интересы,идеалы,убеждения,мировозрения Соотношение биологического и социального Преимущества больше соц. Способы форм воспитания
Опыт личности Знания, умения,навыки,привычки Больше соц чем биолог Обучения  
Психически процессы Ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, речь, чувства, боль Больше соц и есть биолог упражнения
Психофизиологический свойства Физ.особенности, наследственные заболевания Больше биолог, есть очень мало соц тренировки

Направленность личности

Направленность личности- понятие, обозначает,совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное ее направление ее поведения и отношения к миру, к людям , к деятельности

Эгоистическая направленность личности- человек ориентирован в своем поведении получать благо для себя

Альтруистическая нап.лич.- человек ориентирован в своем поведении на благо других

Познавательная направленность личности- поведение человека ориентирован познания мира

Уровень притязаний

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают срывы, повышенная . Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Самооценка

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку.

Самоактулизация

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес и , считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Пирамида потребностей

· Потребность(целей, способные развивать личность)

· Эстетические(гармония, порядок,красота)

· Познавательная(знать,уметь,понимать,исследовать)

· Потребность в уважении(почетании) компетентность,достижение успеха одобрения

· Потребность в любви(быть принятым,любить и быть любимым)

· Потребность в безопасности

Физиологические(органические) потребности голод,жажда, половое влечение

Образ «Я»

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

§ соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;

§ соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

§ оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Идеалы

Идеал человеческой личности — это мнение об идеальном человеке; данное суждение обитает в трудах литературы и искусства, а также в народном творчестве. Это можно заметить, обратив внимание на сказочных героев, героев песен, народных былин и сказаний. Сказочный герой должен обладать такими качествами, как смелость, честность, храбрость, справедливость. Сказочной героине свойственны такие черты, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, почтительность со старшими, она послушная дочь и верная жена.

Идеал телесной и духовной красоты овладел разумом многих педагогов еще с глубокой древности, с античных времен. Но там гармоничный союз физического и духовного в человеке абсолютно исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, так как он был уделом рабов (их предков). В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (в этот период она монополизировала все дело воспитания) полагала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и огласила их греховными.

В каждой сфере существует два педагогических идеала личности. Один идеал — высокий, свободно рекламируемый, но заведомо неосуществим. Назначением его является ориентир, быть хорошим примером, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Второй (реальный идеал) - довольно приземленный. Он обладает реальным воплощением, открыто не пропагандируется. Реальный идеал — это герой своего времени, ему все завидуют, на его месте хотели бы очутиться, его судьбу многие хотят своим детям.
Примером может служить то, что в период Великой Отечественной войны пребывал идеал боевого офицера, защитника Родины. И даже после войны он долго оставался идолом молодежи. После этого понемногу идеал стали перечислять научным работникам (в основном физикам), талантливым инженерам, другим высококвалифицированным специалистам.

Убеждения

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют Ошибка! Закладка не определена. и волевые действия.

В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

Мировоззрение

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, пониманиемира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей .Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения,а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наукаФилософия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Научное

Научная составляющая мировоззрения – совокупность моделей, отображающих объекты, существование и характеристики которых установлены и доказаны научным методом

Рефлексия

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений,эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, благодаря рефлексии, человек выделился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой как предметом, а также получил возможность не просто познавать, но познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко: 1) Как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования, и 2) как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия, в одной из весьма общих и абстрактных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, мышления, сознания, технологии и др.), и участвующая в этом процессе, например, посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых контекстах — в психологическом смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, — собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии, связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, отстроенностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одном из пониманий может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Тема 5.1. Эмоционально-волевая организация субъекта.

Чувства- переживание человеком своего отношения к окружающему миру,другим людям,самому себе и своей д-ти

Эмоции- эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Значение чувств и эмоций в жизни человека. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом

Функции эмоций

-отражательную (оценочную)( Суммируя результаты опытов разных психологов и данные литературы, мы пришли к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.)

-побуждающую,

- подкрепляющую(Необходимость вовлечения мозговых механизмов в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал)

-переключательную( Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления)

-коммуникативную(Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакций к реагированию по принципу доминанты А. А. Ухтомского)

Особенности протекания чувств. Чувства могут переживаться как полярные чувства – это одновременное переживание положительных и отрицательных чувств. («От любви до ненависти шаг», «радость со слезами на глазах»)

Стенистические чувства повышают жизненный тонус и активность человека.

Астенистические чувства понижают жизненную активность.

Стенистические и астенистические чувства могут быть как положительными, так и отрицательными.

Формы протекания чувств:

· Аффекты

· Настроение

· Страсти

· Стрессы

Аффект – быстрое, бурное, яркое эмоционально выраженное протекание чувств (эмоциональная буря).

Аффективное поведение является закономерным для детей дошкольного возраста.

При аффекте изменяется давление, сердцебиение и гормональный фон.

Состояние аффекта у взрослых вызывается не умением владеть собой. При столкновении необходимо «не подливать масла в огонь», уйти из той ситуации.

Настроение – относительно спокойное, ровное, эмоционально не очень выраженное протекание чувств.

По сравнению с аффектом длится длительно.

Причина настроение – то, что окружает человека, его состояние здоровья, поступки людей.

Человек может управлять своим настроением.

Стресс – переживание человеком состояния напряжения до момента исчезновения стрессового факта.

При стрессе: напряжение органов и систем, выработка адреналина, повышение давления.

Опасен дистресс. Перенапряжение может привести к инсультам, инфарктам, ослаблении органов.

Нужно помогать другим снимать напряжение.

Страсть – глубокое, длительное. Эмоционально почти е выраженное протекание чувств.

«Горят глаза», сосредотачивается, не контролирует ситуацию при появлении объекта страсти.

Высшие чувствавозникают при удовлетворении культурных потребностей

Нравственные-переживание отношений к соблюдению и нарушению нравственных норм(гордость,стыд,совесть,дружба,любовь)

Интеллектуальные- переживанием человеком отношением к пр-су сознанием(удивление,радость,разочарование)

Эстетические- переживания к отношению прекрасному и безобразному(восторг,радость)

Практические- пережив. И отношение к пр-су и результатам труда(радость труда,гордость за результат,стыд)

Воля – психический процесс, направленный на преодоление препятствий, стоящих на пути к цели.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия рассматривали волю, как овладение собственным поведением, которое возможно благодаря изобретению знаков (речи, символов и т.д.)

Схема анализа волевого поступка:

1. Подготовительный этап (осуществляется в сознании)

- постановка цели

- анализ препятствий на пути к цели

- принятие решения (действовать или не действовать)

2. Исполнительный этап

- преодоление препятствий

- достижение или не достижение цели

- рефлексия волевого акта

- коррекция поведения (если возможно)

Функции воли:

- побудительная

- тормозящая (сдерживает)

- контролирующая

Препятствия:

- внешние (объективные) – не зависят от человека

- внутренние (субъективные) – я не могу сделать д/з потому что не люблю этот предмет

Самый сложный выбор для человека – выбор из 2-ух равных альтернатив (Иван выбирает куда поступать в МПГУ или в МГПУ)

Механизм волевого поступка:

Семинар – (борьба) – кино (человек борется: остаться дома и подготовиться к семинару или пойти с подружкой в кино) Возможно существование лишь одного очага возбуждения в мозгу человека (И.П. Павлов).

«Должен!» - вторая сигнальная система – «слово».

Недостатки воли:

- негативизм

- внушаемость

- нерешительность

- упрямство

- импульсивность

- трусость

- недисциплинированность

Группы волевых качеств

1. Первичные (базовые) – определяют поведение

- сила воли

- энергичность

- настойчивость

- выдержка

2. Вторичные – характерологические (проявляются в единстве с характером)

- решительность

- смелость

- самообладание

- уверенность в себе

3. Третичные – отражают волю человека; связаны с его морально-ценностными ориентациями

- ответственность

- дисциплинированность

- обязательность

- деловитость

- инициативность

Значение воли в жизни чел

Явл. Повышение эффективности соответств. Д-ти, а волевые действия предстает как сознательное целенапр. Действие чел по преодалению волевых усилий. На личностном уровне воля проявл. В таких св-вах,как сила воли,энергетичность,настойчивость,выдержка и др.

Волевые действия,необходилось в нем возникает тогда,когда на пути осущ. Лютн. Видов д-ти появл. Припятствий

Наши рекомендации