Тема 3.Методы изучения психики человека.
Понятие о методе и методике.
Метод- способ получения фактов
Методика- конкретное воплощение метода
Классификация методов по Б.Г. Анальеву:
Организационные
- сравнительный («метод поперечных срезов») – сравниваются различные группы испытуемых по одному и тому же признаку
«+» - можно быстро получить достоверные данные о различиях в развитии.
«–» - данные получаются усреднёнными и нет информации о самом процессе развития.
- лонгитюдный (длительный) – может происходить в течение долгого времени. Бывают выборочные лонгитюдные исследования (изучают, например, только мышление или волю и т.д.) и комплексные, когда изучают различные проявления психики.
«+» - устанавливаются качественные особенности развития психики и личности, выявляются причины.
«–» - опасно распространять полученные данные на всех людей.
- комплексный метод – в нём участвуют представители разных наук.
а) возникает возможность установить связи и зависимость между представителями явлений разного рода.
Эмпирические методы
Основные:
1. Наблюдение – это направленный и планомерный способ восприятия явлений. Наблюдение – длительный метод, исследователь не имеет права вмешиваться.
Виды наблюдений:
- непосредственное и опосредственное (между наблюдаемым и наблюдателем есть что-то)
- открытое и скрытое
- включённое и невключённое (наблюдатель не включается в деятельность сам)
- систематическое и несистематическое (наблюдение ведётся от случая к случаю)
- долговременное и кратковременное
- каузальное (причинное, есть за чем наблюдать) и эпизодическое
- внешнее (за другими) внутреннее (т.е. самонаблюдение)
2. Эксперимент- это метод сбора фактов в специально созданных условиях. Условия создаются для получения интересующих исследователя фактов
Второстепепенныебеседа,анкета,
тест- это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и который позволяет с известной вероятностью определить у инвалида актуальный уровень развития необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и так далее.
изучение продукта д-ти, самонаблюдение
3. Обработки данных.
- количественные методы (статистика)
- качественные методы (дифференцировка материала по группам, указание различных вариантов, описание частных случаев)
4. Интерпритационные (разъяснительные, уточнительные)
- генетические (по возрасту устанавливаются вертикальные связи между уровнями развития)
- структурные (устанавливаются связи между всеми изучаемыми характеристиками)
тема 3
Понятия «субъект», «личность», «индивидуальность», «индивид», «субъект», «универсум» их соотношение
Субъект-человек как носитель каких-либо свойств,индивид, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности
Личность-человек рассматриваемый как общественное существо ,наделенный психическими свойствами и качествами,занимающий определенное место в обществе, имеющий права и обязанности,свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других. Личностная сущность проявляется в обществе
Индивидуальность- неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека, противоположность общего, отличные признаки отдельного существа, отличие его от других особей его вида
Индивид-человек как отдельная личность
Универсум- обозначающий всю объективную реальность с воздействием на него в совей практической деятельности
Ребенок личность потенциальная.Развивается в течении всей жизни. Смерть-граница развития личности.Личность продолжает жить до тех пор,пока о ней помнят люди. Личность бывает прогрессивная или созидательная а также разрушительная
Зарубежная и отечественная психология об активности и структуре личности (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология ; психология отношений, психология деятельности, системный подход).
Бихевеоризм- (поведенческая психология) считали что личность нельзя опознать никакими другими способами как изуч ее поведение. Личность-это то что познать нельзя. Бихеристы пытались найти объект критерии изучения личности. Активн личности пораждалась со социальными стимулами.