Тема 3.Методы изучения психики человека.

Понятие о методе и методике.

Метод- способ получения фактов

Методика- конкретное воплощение метода

Классификация методов по Б.Г. Анальеву:

Организационные

- сравнительный («метод поперечных срезов») – сравниваются различные группы испытуемых по одному и тому же признаку

«+» - можно быстро получить достоверные данные о различиях в развитии.

«–» - данные получаются усреднёнными и нет информации о самом процессе развития.

- лонгитюдный (длительный) – может происходить в течение долгого времени. Бывают выборочные лонгитюдные исследования (изучают, например, только мышление или волю и т.д.) и комплексные, когда изучают различные проявления психики.

«+» - устанавливаются качественные особенности развития психики и личности, выявляются причины.

«–» - опасно распространять полученные данные на всех людей.

- комплексный метод – в нём участвуют представители разных наук.

а) возникает возможность установить связи и зависимость между представителями явлений разного рода.

Эмпирические методы

Основные:

1. Наблюдение – это направленный и планомерный способ восприятия явлений. Наблюдение – длительный метод, исследователь не имеет права вмешиваться.

Виды наблюдений:

- непосредственное и опосредственное (между наблюдаемым и наблюдателем есть что-то)

- открытое и скрытое

- включённое и невключённое (наблюдатель не включается в деятельность сам)

- систематическое и несистематическое (наблюдение ведётся от случая к случаю)

- долговременное и кратковременное

- каузальное (причинное, есть за чем наблюдать) и эпизодическое

- внешнее (за другими) внутреннее (т.е. самонаблюдение)

2. Эксперимент- это метод сбора фактов в специально созданных условиях. Условия создаются для получения интересующих исследователя фактов

Второстепепенныебеседа,анкета,

тест- это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и который позволяет с известной вероятностью определить у инвалида актуальный уровень развития необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и так далее.

изучение продукта д-ти, самонаблюдение

3. Обработки данных.

- количественные методы (статистика)

- качественные методы (дифференцировка материала по группам, указание различных вариантов, описание частных случаев)

4. Интерпритационные (разъяснительные, уточнительные)

- генетические (по возрасту устанавливаются вертикальные связи между уровнями развития)

- структурные (устанавливаются связи между всеми изучаемыми характеристиками)

тема 3

Понятия «субъект», «личность», «индивидуальность», «индивид», «субъект», «универсум» их соотношение

Субъект-человек как носитель каких-либо свойств,индивид, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности

Личность-человек рассматриваемый как общественное существо ,наделенный психическими свойствами и качествами,занимающий определенное место в обществе, имеющий права и обязанности,свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других. Личностная сущность проявляется в обществе

Индивидуальность- неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека, противоположность общего, отличные признаки отдельного существа, отличие его от других особей его вида

Индивид-человек как отдельная личность

Универсум- обозначающий всю объективную реальность с воздействием на него в совей практической деятельности

Ребенок личность потенциальная.Развивается в течении всей жизни. Смерть-граница развития личности.Личность продолжает жить до тех пор,пока о ней помнят люди. Личность бывает прогрессивная или созидательная а также разрушительная

Зарубежная и отечественная психология об активности и структуре личности (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология ; психология отношений, психология деятельности, системный подход).

Бихевеоризм- (поведенческая психология) считали что личность нельзя опознать никакими другими способами как изуч ее поведение. Личность-это то что познать нельзя. Бихеристы пытались найти объект критерии изучения личности. Активн личности пораждалась со социальными стимулами.

Наши рекомендации