Психологические особенности поведения людей в ЧС. Паника, способы её предотвращения.
Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.
Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.Способы предотвращения паники:1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
4. Профессиональный психологический отбор сотрудников ПО, Сущность, содержание, объект, цели и задачи профотбора.
Известно, что требования к уровню профессиональной пригодности пожарных и спасателей довольно высокие. В частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность работы пожарных и спасателей в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.Профотбор - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям, личностным качествам людей, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности.
Объектпрофотбора-процесс социально-профессионального самоопределения человека.
Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональный отбор является одним из важнейших этапов в процессе трудоустройства или поиска сотрудников. Смысл его заключается в том, чтобы при помощи различных методов (интервью, беседа, анкетирование, тестирование и проч.) отобрать профессионально пригодных сотрудников.
5. Психологические особенности деятельности РТП при тушении пожара. Специфика психологической подготовки РТП.
РТП - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности связанной непосредственно с тушением пожара.Он обязан поддерживать в постоянной готовности личный состав к ведению оперативно-тактических действий в экстремальных условиях по ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Специфическая деятельность сотрудников пожарной охраны в экстремальных условиях сопряжена с риском для жизни и большой эмоциональностью. Экстремальные условия работы РТП чаще всего проявляются в непрерывном нервно- психическом напряжении, вызываемом систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, шуме, задымленности и т.д.), в постоянной угрозе жизни и здоровью (обрушение горящих конструкций, взрывы газов и паров), а также в эмоциональных и стрессовых расстройствах (раненные и обожженные люди, гибель людей, увечья людей в результате паники и т.д.). Таким образом, стрессогенными факторами являются: режим постоянного ожидания экстремальной ситуации и то, что РТП часто становится свидетелем невосполнимых людских, материальных и моральных потерь. Следовательно, труд пожарных теснейшим образом связан с возникновением стресса, а устойчивость к психическому стрессу является одним из профессионально значимых качеств.
Психологическая подготовка РТП к работе в сложных условиях тушения пожаров и ликвидации их последствий — основа не только эффективности оперативно-тактической деятельности по спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем, но и основа безопасности самих пожарных. Подготовка к деятельности в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у него профессиональных и психологических качеств, связанных с умением управлять своим психическим состоянием, снимать стресс, как на боевом дежурстве, так и в боевых условиях. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность пожарного, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления пожарного на службу формировать у него такие профессиональные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную психическую готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.