Конфликты в преступных группах

Уровень внутригрупповой конфликтности в преступных группах достаточно высок. Конфликты порой обостряются до уровня смены лидера, переходят в острые столкновения, в том числе с применением силовых средств. Причинами межличностных конфликтов часто является стремление занять более высокое положение в группе, иметь непосредственное отношение к распределению ворованного и награбленного имущества и денег. Кроме того, конфликты могут возникать из-за психологических особенностей некоторых членов преступной группы: пониженной самокритичности, повышенного уровня притязаний, эгоизма, импульсивности в поведении корыстолюбия, невнимания к окружающим, отклонений в психике в пределах вменяемости (например, наличие акцентуации или психопатии) и др.

Важное значение в правоохранительной практике представляет так- же анализ причин и поводов межгрупповых конфликтов среди преступных групп, способов разрешения возникших противоречий, роль при этом лидеров групп, воров в законе, авторитетов. Ранняя диагностика с учетом оперативной информации возникших конфликтов позволяет принять соответствующие меры по недопущению "войны" между преступными группировками из-за сфер влияния, личных неприязненных отношений лидеров и др. причин.

36. Предмет юридической психологии, ее задачи

Юридическая психология это наука изучающая особенности развития и проявления психических явлений связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

Предметом психологии является психика, механизмы, закономерности которых, проявляются в сфере действия норм права.

Задачи- обшие и частные.

Обшей задачай юр психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие псих сущности фундаментальных категорий права. Частные задачи относятся к разработки рекомендаций по эфективному осуществлению правоохранительной и правопременительной деятельности.

К частным задачам относится:

1. Иследование психологических предпосылок правовых норм.

2. Псих иследование личности преступника, раскрытие мотиваций его поведения, изучение специфика мотиваций отдельных видов преступлений

3. Разработка социально психологических основ профилактики преступления

4. Иследования псих закономерностей различных видов правоохранительных органов.

5. Иследование псих закономерностей, деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и по перевоспитанию осужденных.

6. Разработка рекомендаций по соверешенствованию профессионального мастерства работников правохранительных органов, по проф ориентации, проф отбору, проф консультаций кандидатов желающих работать в этих органах.

Отрасли:

1) Криминальная

2) Профессиональная

3) Социальная

4) Криминалистическая

37. Место юридической психологии в системе научных знаний. Структура

юридической психологии.

Структура юридической психологии

1.методологический раздел- изучает предмет. Систему, методологию, историю развития.

2. Правовая психология- раздел юр психологии изучающий психологические аспекты права реализации, психологические закономерности правовой социализации, псих изъяны приводящие к дефектам правовой сиоциализации.

3. Криминальная психология- приступные группы, личность преступника.

4.следственно оперативные- психологические аспекты раскрытия пеступелния.

5.судебная психология-изучающий псих аспекты судебного разберательства

6.пенетенциарная- психология исправительно трудовой деятельности- изучает псих особенности и эфективности наказания, психологию осужденных и псих основы из ресоциализации и реодоптации.

Место юридической психологии среди научных знаний.

Связи с психологическими науками определяется наличием одного объекта изучения- человека.

Тесная свясь - с возрастной психологией, с педогогической психологией, инженерная психология...

С юридическими науками юр психология связана по нескольким направлениям:

· с тгп,

· с отраслями права которые изучают преступное поведение и преступную деятельность на разных этапах развития,

· с уголовным правом,

· связь с отраслями права которые изучают и регламентируют деятельность по применению права,

· с уголовно исполнительном правом

38. Психологическая структура правоохранительной деятельности

Структурирование процесс правоохранительной деятельности- значит выделить исходя из цели и задачи этой деятельности такие составляющие которые позволяют выявить детализировать ее составляющие.

Компоненты псих структуры:

1.позновательный

2.удостоверительный- при производстве показаний на месте.

3.комуникативный компонент

4.организиционный

5.воспитательный компонент- пропаганда

39. Психологические особенности правоохранительной деятельности

-это то что характерно, типично для данного вида деятельности изначально ей присуще систематически и постоянно находит свое проявление в деятельности и составляет основное звено социально психологического содержания.

Особенности:

Властный характер правоохранительной деятельности.

Противодействие заинтересованных лиц.

Наличие служебной тайны.

Аспекты:

-дефицит времени

-действие неблагоприятных внешних условий

40. Профессионально значимые качества юриста

Профессионально значимые качества юриста:

1.высокий уровень социальной(профессиональной адаптации)

2.высокий уровень правосознания

3.честность

4.принципиальность

5.добросовестность

6.исполнительность

7.дисциплинированность

8.нервно психическая устойчивость

9.стрессо устойчивость, возможность длительной работоспособности в стрессовых ситуациях.

10. сила. Уравновешенность. Динамичность. Пластичность.

11. Высокий уровень интеллектуального развития

12. Высокий уровень когнитивной функции

13. Широкий кругозор, прогностические способности, аналитические способности

14. коммуникативная компитенция

15. организаторские способности- находчивость, распорядительность

41. Психологические особенности допроса

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей.

Особенности отдельных стадий допроса

В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи:

устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливается его личность и разъясняется цель его прихода к следователю;

устанавливаются взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не давали правдивых показаний, часто связывали этот факт с отрицательным поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить такое правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

оказание мнсмической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

установление причин умышленного замалчивания допрашиваемого об отдельных событиях преступления;

изобличение ложных показаний;

оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в:

выяснении мотивов такого противодействия;

вторичном уточнении деталей показаний;

анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий;

изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

42. Психологические особенности процесса формирования свидетельских показаний

1) восприятие преступления

2) запоминание

3) воспроизведение

Свидетельские показания, как описание явлений прошлого, представляют собой весьма сложный процесс, который относится к области психической деятельности лица, дающего показания. При оценке полноты и точности свидетельских показаний существенную роль играет анализ психологических процессов восприятия, запоминания и воспроизведения конкретными свидетелями фактических данных, существенных для дела; необходимо иметь в виду и разницу в их способности давать показания. Эта способность может зависеть не только от полноценности их органов чувств, уровня развития, продуктивности и надежности памяти, качеств мышления, индивидуального жизненного опыта, запаса знаний, интересов, личностных особенностей, но и в значительной мере от их отношения к самому происшествию. Существенно влияет на свидетельские показания содержание и структура самого явления, подлежащего восприятию, оценке, запоминанию и воспроизведению, условия, при которых это явление происходило.

При оценке свидетельских показаний детей необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев у них лучше развита диалогическая речь, по сравнению с монологической; они не всегда в состоянии связанно, последовательно и подробно изложить суть и детали интересующего следствие события; дети стремятся отвечать односложно, нередко не вдумываясь в содержание вопроса. Выходом из этой ситуации часто становится то, что допрос проводится в форме вопросов и ответов. Однако, с учетом повышенной внушаемости этих лиц, содержание вопросов наталкивает их на определенный, «желательный» ответ, что может привести к неадекватному толкованию событий.

При правильной организации и квалифицированном проведении допросов детей возможно получение достаточно полных, надежных и объективных показаний даже об относительно сложных фактах, в том числе о событиях, понимание которых представляет для ребенка большую сложность. Малолетние обычно точно фиксируют многие детали, но не всегда могут передать общую картину события, особенно, если она выходит за рамки их понимания и интересов. Поэтому важно не выделять из числа других наиболее существенные и интересующие следствие вопросы, не показывать заинтересованность в получении ответа на них.

43. Психология осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя:

-преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы;

-преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений;

преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления;

-следы преступления были преступником инсценированы.

из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве.

При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении.

44. Психология обыска. Психология лица, производящего обыск, психология обыскиваемого.

В отличие от выемки, основанием для производства обыска является предположение следователя, что в каком-то месте или у какого-то лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Обыск производится на основании мотивированного постановления следователя и только с санкции прокурора. Как и выемка, он проводится в присутствии понятых и лица, у которого обыск производится. При обыске следователь, осуществляя поиск, должен постоянно психологически воздействовать на обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или документы, используя при этом такие психологические средства внушения, как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими. Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты. Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать действия обыскиваемого лица.

Для достижения положительных результатов обыска необходимо помнить о том, что:

-нельзя приступать к нему в усталом состоянии;

-не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с ним и членами его семьи корректно и вежливо;

-устранять все отвлекающие факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и т.п.);

-не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного обследования предыдущего;

-прерываться для отдыха при необходимости, чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания;

-обращать особое внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения:

-наблюдать за поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями;

-нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство обыскиваемого лица;

-проводить это следственное действие в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

-следователь должен относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица;

-не оглашать писем и документов, не относящихся к обыску;

-не делать замечания членам семьи обыскиваемого по поводу образа жизни последнего.

45. Психологические стадии (процессы) предъявления для опознания. Виды узнавания: сукцессивное и симультанное.

В соответствии со ст. 164 УПК РФ, в случае необходимости, следователь может предъявить для опзнания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознаюшие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание.

Опознание как психический процесс зависит от:

- прочности хранящего в памяти образа;

- от психического развития опознающего общей направленности его личности, см менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ошибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее 3. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза.

Узнавание (англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту

Узнавание (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным.

Сукцессивное (последовательное) Узнавание характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления.

Симультанное (мгновенное) Узнавание имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

46. Психологические особенности очной ставки. Цель и результативность очной ставки.

Особенностью очной ставки является допрос в первую очередь лица, дающего правдивые показания, затем лица, который такие показания отрицает. В начале очной ставки следователь должен снять противоречия в показаниях по поводу менее значимых событий преступления, а затем — более значимых. Целью очной ставки является изобличение лица, дающего неправдивые и недостоверные сведения, потому правдивая информация одного из допрашиваемых должна выступать фактом психического воздействия в отношении лица, противодействующего проведении очной ставки следователь должен всячески пресекать различного рода угрозы из допрашиваемых в адрес другого, укреплять позицию допрашиваемого, дающего (противоречивые показания и т.п.) В конце очной ставки присутствующий защитник может также задавать сторонам вопросы, которые следователь может отвести, но обязан занести в протокол.

Характерной особенностью этого психического общения является то, что в большинстве случаев в начале очной ставки по крайней мере между двумя ее участниками имеют место конфликтное отношение и высокая эмоциональная напряженность. Это обуславливается наличием противоречий в их показаниях, которые зачастую носят весьма острый характер. Объективно-конфликтным психическое отношение является в тех случаях, когда участники (чаще всего один из них) совершенно сознательно дают показания, не соответствующие истине. Субъективно-конфликтным можно назвать такое отношение, где конфликт обусловлен ошибочным пониманием позиции другого человека, ошибочным восприятием фактов, свидетельствующих об отношении этого человека.

Целью очной ставки является установление истины, а для этого часто возникает необходимость оказывать воздействие на лицо, дающее ложные показания, чтобы изобличить его. Здесь второй ее участник является специфическим средством воздействия. Непременным условием очной ставки является активное психическое воздействие на дающего ложные показания со стороны другого участника очной ставки. В про­тивном случае очная ставка только усугубит противоречивость показаний: недобросовестный участник, применив угрозы, запугивание, уговоры, поколеблет установку другого участника следственного действия на дачу правдивых показаний.

Весьма сложной и важной является роль следователя на очной ставке. С одной стороны, он обязан объективно отразить в протоколе все основное содержание очной ставки, с другой стороны, для следователя как организатора раскрытия преступления не бывает безразличной победа той или иной точки зрения. Он должен уметь подготовить и провести очную ставку таким образом, чтобы это в конечном счете привело к торжеству правды над ложью.

Очная ставка осуществляется в условиях значительной эмоциональной напряженности, испытываемой всеми ее участниками (хотя и в неодинаковой мере). Допрашиваемые волнуются, поскольку дают противоре­чивые показания, и каждый отстаивает свои. Следователь находится в состоянии эмоциональной напряженности потому, что он проводит сложнейшее следственное действие, взаимодействует одновременно с двумя его участниками, стараясь не утратить контроля за их поведением.

Характерной психологической особенностью очной ставки является необходимость постоянного, неотрывного наблюдения следователя за допрашиваемыми. Наблюдение осуществляется и при проведении дру­гих следственных действий, но во время очной ставки оно должно вестись непрерывно, на всем протяжении этого действия, чтобы исключить всякий бесконтрольный контакт между допрашиваемыми (в том числе обмен информацией).

На результаты очной ставки оказывают влияние две группы факторов. К первой относятся факторы, определяющие причину противоречий в показаниях присутствующих на очной ставке лиц с учетом их социаль­но-психологической характеристики. Далеко не всегда лица на очной ставке дают заведомо ложные показания. Причиной противоречия в показаниях может быть заблуждение, и в этом случае главная задача следователя — ликвидировать это заблуждение на очной ставке, а не усугублять ею. С другой стороны, причиной могут быть заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки. В этом случае следователю необходимо знать мотивы заведомо ложных показаний, а они могут быть самыми разнообразными: стремление избежать уголовной ответственности или смягчить ее; нежелание выдавать соучастников; родственные чувства, боязнь мести, подкуп, стыд, ложно понятое чувство товарищества и т. п.

На очной ставке противоречия могут быть связаны и с прежним преступным опытом допрашиваемого. Следователю в этом случае следует подробно изучить старые уголовные дела и оперативные материалы для установления причины противоречий. Нередки случаи, когда одной из главных причин противоречий на очной ставке являются неприязненные отношения между ее участниками. В этом случае конфликт на очной ставке является продолжением конфликтной ситуации. К проведению очной ставки в таких случаях следует подходить очень осторожно и при этом глубоко изучить конфликт и его причины.

Противоречия на очной ставке могут вызываться ролевыми позициями ее участников и в этом случае объясняются в значительной степени конфликтом, который связан со статусом той или иной роли (милиционер и квартирный хулиган, инспектор ГАИ и шофер и т. п.). Противоречия в показаниях могут быть вызваны, наконец, темпераментом и состоянием того или иного допрашиваемого.

Ко второй группе факторов, с которыми также связаны противоречия на очной ставке, относятся действия самого следователя.

Немаловажное значение имеет выбор времени проведения очной ставки. С проведением ее можно поспешить и можно безнадежно опоздать. В ряде случаев правильный выбор времени очной ставки может оказаться фактором, определяющим ее успех. Если следователь, изучив особенности личности допрашиваемых, пришел к выводу, что в ходе очной ставки недобросовестный участник вероятнее всего окажет психологическое воздействие на лицо, дающее правдивые показания, проводить это следственное действие в данный момент нецелесообразно. Преждевременное проведение очной ставки может привести к тому, что допрашиваемые раньше времени узнают об имеющихся у следователя доказательствах, смогут лучше определить линию своего по­ведения.

Если потерпевший пережил сильное душевное потрясение, вызванное преступным деянием, не нужно спешить с проведением очной ставки между ним и правонарушителем. С другой стороны, промедление с очной ставкой ведет к опасности забывания ими обстоятельств прошедшего события, утраты части доказательственного материала. Поэтому можно, используя растерянность, замешательство, сильное волнение подозреваемого, провести очную ставку не откладывая. Существенное значение имеет и уровень подготовки к очной ставке. В подготовку входит техническая готовность следователя и психическая готовность всех ее участников. Так, психологическая подготовка добросовестного (с точки зрения следователя) участника заключается в разъяснении целей, задач очной ставки, порядка ее проведения, сложностей, которые могут при этом возникнуть. Следователь должен, в случае необходимости, успокоить добросовестного участника очной ставки, обещать ему поддержку, дать гарантии исключения каких-либо угроз, других форм неправомерного воздействия со стороны обвиняемого. Нужна психологическая подготовка и участника очной ставки, предположительно дающего ложные показания. Ему также должны быть разъяснены цели очной ставки, хотя можно умолчать о некоторых частных задачах этого следственного действия. Дающего ложные показания надо предупредить о недопустимости какого-либо психологического воздействия на второго допрашиваемого, о решительном пресечении следователем любых попыток угроз, уговоров с целью заставить другого участника очной ставки отказаться от ранее данных показаний.

Деление участников очной ставки на добросовестных и недобросовестных (дающих ложные показания), хотя и основывается на анализе совокупности собранных к данному моменту доказательств, изучении психологических особенностей личности участников очной ставки, профессиональном опыте, знаниях следователя, является условным. В связи с тем что к моменту проведения очной ставки следователем обычно собраны еще не все доказательства, его мнение о том, что один из участников дает правдивые показания, а второй — ложные, носит вероятностный характер. Поэтому следователь обязан внимательно выслушивать и фиксировать все доводы и объяснения допрашиваемых. У них не должно создаваться впечатления какой-либо необъективности следователя.

Анализ следственной практики показывает, что очная ставка наиболее эффективна, если проводится внезапно для лица, дающего ложные показания. Недобросовестный участник, догадываясь о проведении очной ставки, не должен знать о дне и часе ее проведения. В этом случае фактор внезапности усиливает психологическое воздействие на лицо, давшее ложные показания.

47. Психология следственного эксперимента. Проверка показаний на месте

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).

Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей. Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.

В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

48. Психология лжи и виды ложных показаний

ложь - умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине

Виды ложных показаний:

- Умолчание (сокрытие правды);

- Искажение (сообщение ложной информации)

- Ввод в заблуждение

А) Вербальная ложь

Б)Невербальная ложь

1) микровыражения

2) жесты

3) движения глаз,

4) положения тела

5) тембр и высота голоса и т.д


Зная основные столпы невербального общения можно с лёгкостью распознать истинные чувства, мысли и эмоции собеседника. Большой вклад в область определении лжи внес известный миру психолог - Пол Экман, прототип героя сериала "Теория Лжи" или, как его еще называют,"Обмани меня". Он является автором бестселлеров таких книг, как: Психология лжи,психология эмоции,узнай лжеца по выражению лица, почему люди лгут.

На данном сайте мы предлагаем Вам уникальную базу данных многолетних исследовании в области языка жестов, психологии лжи, мимики лжи и многое другое. В современном мире знать, что на уме твоего собеседника - порой просто необходимо. Будь это деловая встреча, разговор с друзьями за кружкой пива, или свидание – невербальное общение везде. А мы вам предлагаем материал, который научит вас считывать истинную информацию с собеседника, раскрывая его подлинное лицо.

49. Тактико-психологические приемы разоблачения ложных показаний

В любых показаниях допрашиваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание.

С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь; показания, полностью состоящие из вымысла; показания, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикрывают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополнением к ней.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактических возможностей:

изобличит лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение;

позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Методы изобличения

- Метод повторного допроса или повторной постановки вопросов, но уже в несколько ином контексте, по сравнению с теми, которые уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные показания, стремится придерживаться их и в дальнейшем.

- Постановка косвенных вопросов

- Предъявление изобличающих доказательств

- Допущение легенды: следователь, зная о том, что допрашиваемый дает ложные показания (излагает легенду), дает ему возможность высказаться, чтобы он сам вошел в противоречия со своими же прежними утверждениями или с собранными доказательствами.

50. Понятие рефлексии и рефлексивного управления

Рефлексия (обращение назад) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефле́ксия (от позднелат. обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексивное управление – это передача воздействия на всю систему ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять

При рефлексивном управлении происходит переигрывание противника, иногда путем навязывания противнику ложного образа, ложного действия Рефлексивное управления – это воздействие на противника или партнера с целью принятия им невыгодного для себя и выгодного для нас решение

Рефлексивное Управление

- способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

Рефлексивное управление – это неявное управление, путем предоставления информации. Такую информацию можно предоставить конкуренту, если он в ней нуждается и на основе нее принимает решения: то есть он исследует обстановку и это пассивное исследование (исследование ситуации так как она есть). Но есть и другая возможность исследовать систему – изменить ее по своим правилам и тем самым получить о ней информацию

Рефлекси́вная игра́ — процесс социального взаимодействия, в ходе которого каждый из участников игры осуществляет рефлексивное управление (автор термина — В. А. Лефевр) другими участниками, пытаясь реализовать имеющуюся у него управленческую стратегию для формирования собственного варианта социальной действительности (реализации социального инновационного проекта). В пространстве рефлексивной игры опробуются на эффективностьсоциальные технологии управления, поэтому выигрышем в такой игре является повышение уровня мастерства.

51. Понятие психологического контакта и способы его установления

Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установ­ления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися

Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.

Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным челове­ком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.

Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи.

Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в гла­за, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.

Психологический контакт

Психологический контакт. Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т.е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта. Психологический контакт – это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта – это создание благоприятной психо

Наши рекомендации